Рассказ— это основной жанр малой повествовательной прозы
В произведениях А. П. Чехова представлены самые разные женские образы. Писатель в характерах своих героинь отмечает не только запоминающиеся, яркие черты, но и мелкие особенности. Он справедливо относится к своим героиням. Чехов не делает для женщин скидок, так как убежден, что женщина – это личность, которая способна совершать серьезные поступки, умеет сопротивляться обстоятельствам. Чехов на их примерах рассказывает об общественных противоречиях, раскрывает социальные проблемы. Без женских образов его рассказы потеряли бы свою глубину, достоверность и поэтичность.
Героини Чехова существенно отличаются от нежных, изысканных, поэтичных тургеневских барышень, и в этом заключается их особенность.
Эти женщины являются героинями своего времени, они – «отражение противоречия эпохи». В этой статье рассмотрены следующие образы:
- Анна из рассказа «Анна на шее»
- Анна Акимовна из рассказа «Бабье царство»
- Женя и Лидия Волчаниновы из рассказа «Дом с мезонином»
- Оля Племянникова из рассказа «Душечка».
Образ Анны в рассказе «Анна на шее»
Анна, молодая героиня рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» поначалу вызывает сочувствие. Девушка, чтобы помочь отцу и накормить братьев, была вынуждена выйти замуж за богатого старика Модеста Алексеевича. Перед читателем обычный «неравный брак», а невеста – жертва бедности.
Жаль героиню и тогда, когда из повествования становится понятно, что в доме богатого, но скупого мужа ей живется еще труднее, чем дома – по крайней мере, дома она была свободной, к тому же, оказалось невозможно и помогать семье. На балу Анна своей красотой произвела ошеломляющее впечатление на начальника своего мужа, и благодаря этому получила власть над стариком. Анна, которая так боялась раньше даже звука его шагов, теперь живет как хочет, в удовольствиях и роскоши. С этого момента в ней появляется самодовольство и уверенность в себе. Однако эта победа над ничтожным мужем досталась ей ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в конце произведения, когда нарядная и сытая Анна катается на тройке и не замечает голодных отца и братьев, идущих по улице.
Два царства в «Бабьем царстве»
В центре рассказа «Бабье царство» – образ Анны Акимовны Глаголевой, хозяйки крупного металлургического завода. Анна Глаголева – типичный представитель так называемого «второго поколения» буржуазного рода. Отец героини знал ремесла, любил производство, а завод для него был «адом». Сквозь произведение проходит мысль, что несмотря на все могущество, Анна одинока, беспомощна, несчастна. Обладание миллионным богатством устраняет для героини любую возможность искренних отношений с людьми и ставит окружающих в неестественное, зависимое положение. Богатство и праздность ее тяготят. Она тоскует о простой и естественной жизни, и у нее возникает желание уйти в другой, свободный от суеты мир. Так появляется тема разрыва с собственнической жизнью. Но быстро гаснет. Анна чувствует, что как бы ни были ей тягостны сытые, добропорядочные люди, которые ее окружают, они для нее ближе и привычнее всех рабочих, вместе взятых. Ее мечты об уходе – это лишь иллюзия, самообман, пустая блажь.
Две сестры в рассказе «Дом с мезонином»
Героинями рассказа «Дом с мезонином» являются две красавицы сестры Женя и Лидия.
Женя – поэтическая натура. Она впечатлительна, восприимчива, непосредственна. Основное занятие героини – чтение книг. Женя еще не разобралась в жизни, потому в людях она слона видеть только хорошее. Она увлекается художником и очень любит свою сестру.
Лидия Волчанинова –старшая сестра Жени, ее полная противоположность. Она твердо решила, что будет доброй и деятельной, будет помогать больным и бедным, распространять знания среди крестьян. По мнению Лидии, сидеть сложа руки нельзя. Святой задачей каждого культурного человека является служение ближним. Лидия обрисована Чеховым как черствый, ограниченный человек, но вместе с тем волевой и деятельный. Она всеми доступными средствами старается облегчить жизнь крестьян.
Лида лишена тонких, глубоких чувств, она не признает искусство, считая, что от него нет пользы. Лида считает, что художник оказывает вредное влияние на Женю и заставляет сестру уехать в другую губернию. Таким образом, она разрушает любовь сестры.
Оля Племянникова из рассказа «Душечка»
Героиня рассказа «Душечка» Оля Племянникова вызывает у исследователей множество споров. Знакомые называют героиню «душечкой» за ее милый характер и приятную внешность. Оля Племянникова – добрый человек, способный думать о других. Она любит и жалеет своих мужей, сочувствует их служебным заботам. Она непритворно рыдает после смерти лесопромышленника и антрепренера. В конце рассказа Оля находит смысл жизни, посвятив себя заботам о чужом ребенке, что свидетельствует о ее самоотверженности.
Однако Чехов показывает, что любовь только к семье, слияние интересов с интересами любимых людей – это признак не только доброты, но и неспособности думать самостоятельно. Душечка умеет забыть себя для другого, раствориться в чужих интересах. Однако щедрость и богатство ее души сочетается с абсолютным отсутствием духовных интересов и простого, естественного для любого человека интереса к жизни. Возможно, именно отсутствие внутренней жизни в сочетании с безграничной добротой стало той благодатной почвой, на которой взошло ее бескорыстное умение любить другого человека. Чехов пишет, что если возле Душечки нет любимого человека, она не знает даже, о чем ей говорить, теряя способность к самостоятельному мышлению.
Характер Оли Племянниковой – это выдающееся открытие Чехова как психолога. Чехов, вопреки желанию высмеять героиню рассказа, изображает в ней все самое высокое. И это высокое заключается в главном назначении женщины – способности к безграничной, самоотверженной любви.
Образ душечки – это сочетание несочетаемого, одно из самых загадочных созданий Чехова.