Психологизм в литературе – это изображение душевной жизни персонажа в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни героя, ее динамики, изменений душевных состояний, анализ личности персонажа.
Система женских образов в романе «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает целую галерею русских женщин:
- Пульхерия Александровна, мать Раскольникова;
- Сонечка Мармеладова;
- Дуня, сестра Раскольникова;
- Катерина Ивановна;
- Алена Ивановна;
- Лизавета Ивановна.
Писатель сумел увидеть ключевую черту русского женского характера и ярко раскрыть ее в своем творчестве.
В романе присутствует два типа героинь: бунтарки (Катерина Ивановна) и всепрощающие, мягкие, покладистые (Соня Мармеладова).
Эти два типа женских характера интересовали писателя, заставляли его обращаться к ним в своих произведениях вновь и вновь. Безусловно, сам Достоевский на стороне кротких, покладистых героинь, с их жертвенностью во имя любимого человека. писатель проповедует христианское смирение, поэтому ему больше по душе великодушие и кротость Сони. Бунтарки же, по мнению писателя, безмерные гордячки, которые в порыве оскорбленного чувства могут пойти против здравого смысла, положить на алтарь страсти не только свою жизнь, но и благополучие собственных детей. Именно такой в романе предстает Катерина Ивановна.
Ф. М. Достоевский, изображая судьбу Сони Мармеладовой и Катерины Ивановны, дает два ответа на вопрос о поведении страдающего человека. Это, с одной стороны, пассивное и просветленное смирение и с другой стороны, непримиримое проклятие несправедливому миру. И эти ответы наложили отпечаток на всю художественную структуру произведения. Так, линия Сони окрашена в лирические и сентиментально-примирительные тона. В описании же судьбы Катерины Ивановны преобладающими оказываются обличительные интонации.
На первых же страницах романа читатель знакомится с ростовщицей Аленой Ивановной. В сущности, старуха-процентщица никого не обманывает, зарабатывает на жизнь так, как умеет. В отличие от Раскольникова, который не желает работать и готов жить на деньги небогатой матери. Для дискредитации Родиона достаточно было бы одного убийства ростовщицы, но писатель вводит еще одну героиню. Лизавета Ивановна, сестра Алены Ивановны, оказывается второй жертвой Раскольникова. Лизавета – тихая, кроткая, безответная.
Затем Достоевский знакомит читателя с матерью Раскольникова, Пульхерией Александровной. Она на все готова ради сына, которого называет своей «надеждой» и «упованием». Сын для Пульхерии Раскольниковой – это все. Ради него она готова даже выдать дочь замуж за человека, который может быть полезен ее любимому «Роде». Она беспокоится не о счастье дочери, которая вынуждена идти под венец без любви, а о том, чтобы получше пристроить сына.
Дуня, сестра Раскольникова, соглашается на брак с Лужиным только ради брата. Она приносит себя в жертву ради благополучия брата.
Образ Сони Мармеладовой
Главный женский образ «Преступления и наказания» - Соня Мармеладова. Героиня является носителем христианских идей, которые противопоставлены бесчеловечной теории Раскольникова. Именно благодаря Соне Родион постепенно понимает, насколько сильно он заблуждался и какой чудовищный поступок совершил. Именно Соня помогает Родиону вернуться к людям. Любовь Сони воскрешает душу Раскольникова, измученную сомнениями.
Образ Сони является одним из ключевых в романе. Именно в нем Достоевский воплотил свою идею «Божьего человека». Соня Мармеладова живет по заповедям христианства. Героиня, оказавшись в тяжелых условиях существования, сумела сохранить свою живую душу, свою чистоту. Соня отказывается судить и осуждать кого-либо, она принимает мир таким, какой есть.
В Соне Мармеладовой писатель воплотил народный характер. От лица Сони Достоевский проповедует идеи сострадания и добра, которые составляют незыблемые основы бытия человека.
Образ Катерины Ивановны
Катерина Ивановна – бунтарка, которая страстно вмешивается в несправедливую, враждебную обстановку. О героине читатель узнает из разговора Раскольникова с Мармеладовым. Катерина Ивановна вышла замуж за Мармеладова с тремя детьми. Мармеладов описывает ее как даму гордую, горячую, непреклонную. Однако ее человеческая гордость на каждом шагу попирается, и о самолюбии и достоинстве приходится забыть. Катерине Ивановне «некуда идти». Она не способна к смирению, но и к серьезному бунту тоже не способна. Ее бунт превращается в истерику. Она без причины грубит окружающим, нарывается на унижения и неприятности. В своих страданиях она обвиняет не только окружающих, но и Бога.
Второстепенные женские образы и детские образы в романе
Система персонажей произведения включает в себя большое количество героев. Каждый персонаж обладает своим характером, играет свою роль в романе.
Среди второстепенных персонажей следует выделить детей. На протяжении всего произведения читатель может наблюдать влияние собирательного детского образа. Несмотря на небольшое участие в произведении, образы детей играют важную роль.
У Катерины Ивановны было трое детей – Полечка, Лена, Коля. Полечка – старшая. Ей девять лет. писатель ее описывает как высокую и тоненькую, «как спичка», большими темными глазами. Лене примерно шесть лет, она самая младшая. Мальчик Коля на год старше Лены. Дет плохо одеты. Хоть мать и старалась о них заботиться, часто дети оставались голодными. Семье не хватало денег. Дети часто плакали, были запуганы и забиты, так как Катерина Ивановна, «как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает».
Дети Катерины Ивановны в судьбе каждого главного героя произведения сыграли свою роль. Их образ был необходим Достоевскому для раскрытии образа Сони. С помощью детских образов Достоевский показывает, что Мармеладов, который причинил столько боли и горя своей семье, все же думал о жене и детях. В образе девочки-утопленницы писатель заключает образ всех тех, кто невиннее, светлее, чище других и потому слабее.