«Руслан и Людмила» как ироническая поэма
Жанр иронического романа пережил расцвет во второй половине 18 века. С упадком классицизма жанр угасает, так как у писателей интерес к жанру героической комедии, главному элементу бурлеска, исчезает. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» примыкает к иронической поэме. Здесь богатырская поэма с сюжетом о рыцарских подвигах во имя возлюбленной превратилась в шутливое произведение с волшебной фабулой.
Первая четверть 19 века, время написания поэмы «Руслан и Людмила», отличается разнообразием стилей и методов в литературе. В этот период продолжают творить и защищать свои литературные позиции представители классицизма, сентиментализм заявил о своих правах и уже пришел к упадку. Начинает развиваться предромантизм, потом романтизм. И такая множественность литературных направлений и течений нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина.
Обращении к ироикомической поэме не противоречило художественным и идейным поискам предромантизма и романтизма. Романтики, по наблюдениям исследователей, интересовались античным материалом, использовали его в своих целях. В то же время они поставили вопрос о народности, национальном своеобразии литературы, ее связи с народно-поэтической традицией.
Фольклорные мотивы в поэме
В поэме «Руслан и Людмила» угадываются характерные для русского сказочного эпоса мотивы и приемы. Однако само построение произведения соотносится с фольклорной традицией. Исследователь Т.В. Зуева отмечает, что поэт сохраняет последовательное, однолинейное построение сюжета и его развитие вокруг конфликта. По мнению исследователя, А.С. Пушкин применяет контаминацию как фольклорный прием.
Сюжет «Руслана и Людмилы» строится по принципам сказочного жанра. Поэма начинается с мотива похищения невесты. Это ставит героя произведения перед необходимостью отправиться в путь. Так появляется мотив поиска невесты, и, как и положено в сказках, на происки невесты – Людмилы – отправляются три героя. В поэме Пушкина присутствует троичность, характерная для русской сказки: три витязя, три девы, прислуживающие Людмиле, три попытки Финна завоевать Наину и т.д.
Распределение героев поэмы происходит по принципу даритель-вредитель, истинный герой – ложный герой, настоящий герой – антагонист:
- Руслан – герой настоящий, ему уготована победа;
- Фарлаф – герой ложный, ведомый злыми силами;
- Финн выступает в качестве дарителя;
- Наина – вредитель;
- Черномор является антагонистом, от которого исходит зло, побежденным настоящим героем.
Заключительные эпизоды поэмы связан с возвращением главного героя в Киев. Они заставляют вспомнить народную волшебную сказку – во сне героя подло убивает ложный герой, и лишь вмешательство волшебного помощника или дарителя спасает ситуацию.
В волшебной сказке, как правило, исследователи отмечают элемент чудесного, проявляющийся в различных превращениях, чудесных предметах, чудесных помощниках. В поэме «Руслан и Людмила» встречаются многочисленные традиционные для русского фольклора чудеса. Например, шапка-невидимка, меч-кладенец, борода Черномора, превращение Наины в змея, живая и мертвая вода и т.д.
Рассматривая вопрос о связях поэмы А.С. Пушкина с фольклором следует обратить внимание на интересный факт, на который указывал В.И. Кулешов. С точки зрения исследователя, А.С. Пушкину удалось сделать то, что не смог сделать В.А. Жуковский – создать русскую национальную поэму.
А.С. Пушкин конструирует сюжет своей поэмы из былинных реалий и фантастических мотивов. Поэт выявляет из фольклора наиболее развитые формы эпоса и вводит их элементы в поэму. Так, волшебная сказка оказала влияние на сюжетные контуры и систему образов. А былина, являясь жанром с национально-исторической основой, соединила сказочную фантастику и русскую историю. К примеру, бесовская, слепая, стихийная сила – Черномор – в ночи похищает Людмилу и уносит ее за тридевять земель. Отныне он враг былинному герою Руслану. У Руслана появляются добрые помощники. Герой в честном поединке добывает меч-кладенец, живая вода воскрешает Руслана и т.д. Это все образует сказочные сюжетные сцепления.
Руслан – это былинный Еруслан Лазаревич, о котором поэт мог слышать от няни. А Людмила – из баллады В.А. Жуковского, у Владимира Святого, исторической личности, не было дочери с таким именем. Фарлаф – это или летописный герой Фарлов, Фрелав, или шекспировский Фальстаф.
Исторические элементы в поэме
Вместе с этим поэт старается в общей форме соблюдать исторический колорит. Так, действие поэмы начинается в «гриднице».
Гридница – это помещение при княжеском дворе, где проходили пиры, играли свадьбы, жили дружинники.
Согласно русским традициям, молодых называют «князем» и «княгиней».
Руслан обрушивается на осадивших Киев врагов. Врагами же являются не условно-эпические былинные татары, а реальные противники Руси в эпоху Владимира Святого- печенеги.
Мифопоэтический мир поэмы «Руслан и Людмила»
В поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин создает удивительный мифопоэтический мир. В тексте 2-3 раза упоминаются античные боги, однако на образную систему произведения и художественную структуру это не влияет. Античные небожители, «Дельфиры», «Лиды», «Дориды» воспринимаются только в качестве небольшой дани общим местам, принятым в поэзии того времени.
Но в поэме Пушкина редки и образы из славянской мифологии. Два раза упоминается божество влюбленных Лель.
Как известно предисловие «У лукоморья дуб зеленый…» было написано позже, уже зрелым поэтом, который посмотрел на свое раннее произведение глазами мастера и придал ему окончательную завершенность.
Мифопоэтическое пространство поэмы в себя включает Киев, чудесную страну Черномора с признаками восточного колорита, хазарский каганат, который представлен ханом Ратмиром, пещеру «природного финна», замок двенадцати дев, скромную рыбацкую лачугу.
Киев в поэме представлен не исторический, а архетипический, как центр единого мощного государства, которым правит мудрый правитель.
Еще один мифологический архетип – дорога, путешествия. Для мифологической системы характерным является путь «туда и обратно», который и проходит герой поэмы.
Естественными в рамках мифопоэтического хронотопа являются и хтонические создания – коварный карлик, Черномор, «безвестная сила», которая похищает красавиц, великан.
Несмотря на то, что поэма «Руслан и Людмила» объединила в себе особенности многих жанров, сводить ее к пародированию, заимствованиям, мифопоэтической образности нельзя. Ее художественная структуру и стиль гораздо сложнее. Поэме присущи такие особенности:
- Мотивированная обоснованность действия;
- Свободная манера повествования;
- Яркие характеристики персонажей.