Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровое своеобразие поэмы "Руслан и Людмила"

«Руслан и Людмила» как ироническая поэма

Жанр иронического романа пережил расцвет во второй половине 18 века. С упадком классицизма жанр угасает, так как у писателей интерес к жанру героической комедии, главному элементу бурлеска, исчезает. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» примыкает к иронической поэме. Здесь богатырская поэма с сюжетом о рыцарских подвигах во имя возлюбленной превратилась в шутливое произведение с волшебной фабулой.

Первая четверть 19 века, время написания поэмы «Руслан и Людмила», отличается разнообразием стилей и методов в литературе. В этот период продолжают творить и защищать свои литературные позиции представители классицизма, сентиментализм заявил о своих правах и уже пришел к упадку. Начинает развиваться предромантизм, потом романтизм. И такая множественность литературных направлений и течений нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина.

Обращении к ироикомической поэме не противоречило художественным и идейным поискам предромантизма и романтизма. Романтики, по наблюдениям исследователей, интересовались античным материалом, использовали его в своих целях. В то же время они поставили вопрос о народности, национальном своеобразии литературы, ее связи с народно-поэтической традицией.

Фольклорные мотивы в поэме

В поэме «Руслан и Людмила» угадываются характерные для русского сказочного эпоса мотивы и приемы. Однако само построение произведения соотносится с фольклорной традицией. Исследователь Т.В. Зуева отмечает, что поэт сохраняет последовательное, однолинейное построение сюжета и его развитие вокруг конфликта. По мнению исследователя, А.С. Пушкин применяет контаминацию как фольклорный прием.

Сюжет «Руслана и Людмилы» строится по принципам сказочного жанра. Поэма начинается с мотива похищения невесты. Это ставит героя произведения перед необходимостью отправиться в путь. Так появляется мотив поиска невесты, и, как и положено в сказках, на происки невесты – Людмилы – отправляются три героя. В поэме Пушкина присутствует троичность, характерная для русской сказки: три витязя, три девы, прислуживающие Людмиле, три попытки Финна завоевать Наину и т.д.

«Жанровое своеобразие поэмы "Руслан и Людмила"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Распределение героев поэмы происходит по принципу даритель-вредитель, истинный герой – ложный герой, настоящий герой – антагонист:

  • Руслан – герой настоящий, ему уготована победа;
  • Фарлаф – герой ложный, ведомый злыми силами;
  • Финн выступает в качестве дарителя;
  • Наина – вредитель;
  • Черномор является антагонистом, от которого исходит зло, побежденным настоящим героем.

Заключительные эпизоды поэмы связан с возвращением главного героя в Киев. Они заставляют вспомнить народную волшебную сказку – во сне героя подло убивает ложный герой, и лишь вмешательство волшебного помощника или дарителя спасает ситуацию.

В волшебной сказке, как правило, исследователи отмечают элемент чудесного, проявляющийся в различных превращениях, чудесных предметах, чудесных помощниках. В поэме «Руслан и Людмила» встречаются многочисленные традиционные для русского фольклора чудеса. Например, шапка-невидимка, меч-кладенец, борода Черномора, превращение Наины в змея, живая и мертвая вода и т.д.

Рассматривая вопрос о связях поэмы А.С. Пушкина с фольклором следует обратить внимание на интересный факт, на который указывал В.И. Кулешов. С точки зрения исследователя, А.С. Пушкину удалось сделать то, что не смог сделать В.А. Жуковский – создать русскую национальную поэму.

А.С. Пушкин конструирует сюжет своей поэмы из былинных реалий и фантастических мотивов. Поэт выявляет из фольклора наиболее развитые формы эпоса и вводит их элементы в поэму. Так, волшебная сказка оказала влияние на сюжетные контуры и систему образов. А былина, являясь жанром с национально-исторической основой, соединила сказочную фантастику и русскую историю. К примеру, бесовская, слепая, стихийная сила – Черномор – в ночи похищает Людмилу и уносит ее за тридевять земель. Отныне он враг былинному герою Руслану. У Руслана появляются добрые помощники. Герой в честном поединке добывает меч-кладенец, живая вода воскрешает Руслана и т.д. Это все образует сказочные сюжетные сцепления.

Руслан – это былинный Еруслан Лазаревич, о котором поэт мог слышать от няни. А Людмила – из баллады В.А. Жуковского, у Владимира Святого, исторической личности, не было дочери с таким именем. Фарлаф – это или летописный герой Фарлов, Фрелав, или шекспировский Фальстаф.

Исторические элементы в поэме

Вместе с этим поэт старается в общей форме соблюдать исторический колорит. Так, действие поэмы начинается в «гриднице».

Замечание 1

Гридница – это помещение при княжеском дворе, где проходили пиры, играли свадьбы, жили дружинники.

Согласно русским традициям, молодых называют «князем» и «княгиней».

Руслан обрушивается на осадивших Киев врагов. Врагами же являются не условно-эпические былинные татары, а реальные противники Руси в эпоху Владимира Святого- печенеги.

Мифопоэтический мир поэмы «Руслан и Людмила»

В поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин создает удивительный мифопоэтический мир. В тексте 2-3 раза упоминаются античные боги, однако на образную систему произведения и художественную структуру это не влияет. Античные небожители, «Дельфиры», «Лиды», «Дориды» воспринимаются только в качестве небольшой дани общим местам, принятым в поэзии того времени.

Но в поэме Пушкина редки и образы из славянской мифологии. Два раза упоминается божество влюбленных Лель.

Замечание 2

Как известно предисловие «У лукоморья дуб зеленый…» было написано позже, уже зрелым поэтом, который посмотрел на свое раннее произведение глазами мастера и придал ему окончательную завершенность.

Мифопоэтическое пространство поэмы в себя включает Киев, чудесную страну Черномора с признаками восточного колорита, хазарский каганат, который представлен ханом Ратмиром, пещеру «природного финна», замок двенадцати дев, скромную рыбацкую лачугу.

Замечание 3

Киев в поэме представлен не исторический, а архетипический, как центр единого мощного государства, которым правит мудрый правитель.

Еще один мифологический архетип – дорога, путешествия. Для мифологической системы характерным является путь «туда и обратно», который и проходит герой поэмы.

Естественными в рамках мифопоэтического хронотопа являются и хтонические создания – коварный карлик, Черномор, «безвестная сила», которая похищает красавиц, великан.

Несмотря на то, что поэма «Руслан и Людмила» объединила в себе особенности многих жанров, сводить ее к пародированию, заимствованиям, мифопоэтической образности нельзя. Ее художественная структуру и стиль гораздо сложнее. Поэме присущи такие особенности:

  • Мотивированная обоснованность действия;
  • Свободная манера повествования;
  • Яркие характеристики персонажей.
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot