Ларри родился в Риге в 1900 году, рано осиротел и с 9 лет бродяжничал. Во время Первой мировой войны Ларри был призван в царскую армию, но после революционных событий перешел на строну Советской власти. В Гражданской войне принимал участие в составе Красной армии.
После окончания военных событий работал в различных изданиях Харькова, Новгорода, Ленинграда.
Особенности творчества
Писать Ларри начал в 1923 году, его первые публикации в харьковском «Молодом ленинце» привлекли внимание общественности и критиков, после чего ему предложили постоянное сотрудничество. В это время Ларри выпускает две книги:
- Грустные и смешные истории о маленьких людях;
- Украдена Краiна.
В 1926 году он перебрался в Ленинград, начал работать сначала в «Рабселькоре», затем в «Ленинградской правде». В эти же годы начал увлекаться написанием рассказов для детей. С 1928 году ушел из изданий и посвятил себя написанию произведений.
Его первая повесть «Окно в будущее» успехом у читателей не пользовалась. За короткий период времени Ларри выпустил несколько произведений:
- Пять лет (в соавторстве с А. Лифшицем);
- Как это было;
- Записки красноармейца
Однако славу писателю принес роман «Страна счастливых». Произведение представляет собой утопический роман, в котором автор отобразил свои взгляды на будущее коммунизма. Созданный им мир представлен как «вызов старому миру», в столовых рабочих и колхозников подается форель и рябчики, полностью покончено с преступностью, и даже общественные туалеты выполнены только из золота. В созданной фантазией автора «стране счастливых» отсутствуют ложь, тоталитаризм, человечество начинает осваивать космос, однако ему грозит энергетический кризис.
Роман, по своей сути, стал ответом на известный роман Замятина «Мы», который в это время подвергался осуждению. Страхи Замятина относительно того, что коммунизм и всеобщая коллективизация могут привести к утрате личности, отвергаются Ларри, который подчеркивает
«Точно в бесконечной гамме каждый из нас звучит особенно…»
По мнению автора, те, кто не принял коммунизм, просто пока не готовы, находятся в плену прошлого, однако это только пока, молодое социалистическое государство сможет доказать всему миру, что равенство и свобода возможны, что уже в ближайшем будущем наступит всеобщее благоденствие и всеобщее счастье. Произведение пронизано верой в бесконечное могущество человека.
Важно добавить, что фантастическое произведение создавалось в условиях становления социалистического реализма, когда любые фантастические произведения, как и любые другие, не отвечающие нормам и канонам художественного метода, воспринимались крайне негативно.
Как отмечал сам автор, его произведения подвергались жесточайшей цензуре, редактированию, иногда их меняли до неузнаваемости. В результате редактирования из текстов вычеркивали целые главы, удаляли сюжетные линии, характер персонажей.
Редакторский произвол, полное бесправие автора могли бы полностью отбить у Ларри желание заниматься литературной деятельностью, однако ему повезло встретиться с детским писателем С. Маршаком, заступничество которого позволило опубликовать некоторые произведения Ларри.
Важнейшим шагом в писательской карьере писателя становится рассказ «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Замысел автора был предельно прост: в центре внимания повествования – брат и сестра, которым удалось уменьшиться до невероятных размеров и осуществить путешествие в мир растений и насекомых.
К сожалению, первые же полученные рецензии, камня на камне не оставили от первоначального замысла. Автора обвиняли в том, что он принижает достоинство человека, уменьшив его до размеров насекомого, в том, что он «ждет милостей от природы», а не провозглашает веру в бесконечное человеческое могущество и т. д.
В сложившей ситуации автор был вынужден обратиться к С. Маршаку, который позитивно отозвался о произведении. Впоследствии произведение было издано, несколько раз переиздавалось, а в 1987 г. оно было экранизировано.
«Небесный гость»
В начале 1940 г. автор начал работать над сатирическим романом «Небесный гость», посвященным острой критике социокультурной реальности. Ларри вновь обращается к излюбленному жанру фантастики. Повесть изображает жизнь землян с позиции инопланетянина, который случайно оказался на планете.
В произведении подвергалось критике тоталитарное устройство государства, деятельность властей, которые только тем и занимаются, что
«Выступают с яркими содержательными речами на собраниях…»
Автор акцентирует внимание на бедности большинства населения, проблеме централизации, при которой Москва стала единственным городом, где хоть как-то можно жить, а остальные города превратились в глухую провинцию.
Многие из основных положений романа по сегодняшний день не утрачивают своей актуальности.
Затрагивает Ларри и проблему интеллигенции, которая вместо того, чтобы занимать достойное положение постоянно подвергается критике, осуждениям, гонениям, что не способствует ни развитию отечественной науки, ни общества:
«Просто потому, что большевики ненавидят интеллигенцию. Ненавидят какой-то особенной, звериной ненавистью…»
Подвергаются осуждению и вопросы воспитания детей в комсомольских организациях, проблемы свободы прессы, которую нельзя таковой считать, которая больше похожа на листки для обучения политграмоте:
«Ведь нельзя же считать газетами то, что выпускается в Ленинграде…»
Автор прямо пишет о произволе цензуры, из-за которой
«Ни одной свежей мысли, ни одного нового слова не обнаружите вы ни в театре, ни в литературе…»
Вполне ожидаемо, что за данное произведение автор был арестован. Роман Ларри назвали контрреволюционным, извращающим советскую действительность и дискредитирующим советскую власть.
Автор был приговорен к 10-летнему лишению свободы.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что творчество Ларри затрагивает актуальные вопросы современности, которые и сегодня не утрачивают своей значимости, важности.