Военная проза — это прозаические произведения советской и российской литературы, посвященные Великой Отечественной войне.
История создания, жанр, направление произведения
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» - это одна из частей большого автобиографического произведения В.П. Астафьева «Последний поклон». Сам писатель говорит о том, что он хотел написать о своей родной Сибири и людях, живущих там, рассказать о своем детстве. В своем рассказе писатель стремится донести до читателя идею связи поколений, родства. Он описывает теплые отношения между главными героями, показывает преемственность поколений. Именно бабушка учит внука доброте и состраданию, заботе о ближнем, дает понятия о дружбе, учит жизни.
Астафьев начал писать автобиографическую книгу в 1956 году. рассказа «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году и опубликован в сборнике «Далекая и близкая сказка».
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в автобиографическую повесть «Последний поклон».
Произведение автобиографично не только для самого автора, но и для читателей. События, описываемые в рассказе, близки и узнаваемы для каждого, герои настолько реальны, что читатели узнают в них себя и своих родственников.
Тема и проблематика рассказа
В своем автобиографическом рассказе В.П. Астафьев рассказывает о жизни в сибирской деревни в довоенный период. В произведении четко прослеживается главная мысль, которая касается каждого человека. В небольшом, но при этом очень содержательном рассказе писатель охватывает несколько тем:
- Историческую тему;
- Тему родственных отношений, которые важны для каждого и о которых человек должен помнить всегда;
- Тема взаимопонимания и дружбы;
- Тема любви и верности.
В рассказе Астафьев повествует о приезде в деревню фотографа из города. Для каждого из жителей деревни это события считается очень значительным. Действие рассказа происходит в довоенные годы.
Главный герой рассказа, Витя, намок в снегу вместе со своим другом, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка Вити всеми средствами старается внука вылечить, чтобы тот скорее выздоровел и смог сходить сфотографироваться. Однако болезнь не сдается, и все усилия заботливой и любящей бабушки оказываются тщетными. К Вите приходит друг Санька, который, увидев, что тот не может идти, тоже отказывается фотографироваться. Именно так проверяется настоящая дружба. Писатель показывает, какое великодушное сердце и какую силу воли может иметь ребенок, чтобы отказаться от большого и долгожданного события, которое, возможно, никогда больше не повторится. На примере Саньки писатель учит умению отказаться от всего важного, дорогого и неповторимого во имя дружбы. Санька понял, что в данный момент его поступок является самым важным не только для Вити, но и для него самому. Поступок Саньки – пример великодушия и самоотверженности.
Проблематика отношений в рассказе касается не только Вити, но и других жителей деревни.
В произведении присутствует образ учителя. Учитель – очень уважаемый человек в деревне. Это образованный, интеллигентный, дружелюбный, вежливый человек. Он пользуется большим уважением со стороны жителей деревни, которые прислушиваются к его мнению. Женщины часто приносят учителю деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, и делают это незаметно и ненавязчиво. Они помогают учителю дровами, подшивают ему валенки. Учитель – городской житель, отдается полностью своей работе и самоотверженно отказывается от городской жизни ради воспитания и обучения деревенских детей. Именно учитель принес Вите фотографию, на которой запечатлены все деревенские школьники, кроме Вити. Поступок учителя – это тоже пример сопереживания и доброты.
Уже повзрослев, Витя смотрит на фотографию, на которой запечатлены школьники на фоне его родного дома. Перед Витей встают образы людей, живших рядом с ним, людей, которые вместе с ним учились и работали. Фотография – это часть истории, она хранит события давно прошедших дней.
Еще одна проблема, которую понимает в своем рассказе В.П. Астафьев – память о прошлом, которую надо беречь и без которой нет будущего.
Композиция рассказа
В этом произведении присутствует два рассказчика. События довоенного времени в рассказе описываются глазами ребенка – непосредственного, наивного, верящего в светлое будущее. В самом конце произведения появляется взрослый рассказчик. Он смотрит на старое фото и видит прошедшее глазами человека, прошедшего войну и потерявшего на ней многих близких людей. Многие из них остались лишь на этой фотографии. Перед глазами читателя проходит довоенное время и война. И хоть в произведении описание военной трагедии отсутствует, это подразумевается само собой. Именно в этом заключается особенность композиции рассказа «Фотография, на которой меня нет». Сделав такой вывод, читатель иначе начинает относится к жизни, к своему прошлому, к фотографиям, которые хранят историю и память.
Система персонажей рассказа
Главным героем рассказа является мальчик Витя, который по болезни пропустил самое знаменательное событие – приезд фотографа, и не попал на снимок. Витя живет с бабушкой и дедушкой, любит проказничать и не отличается примерным поведением. Витя очень переживает о том, что его не будет на памятной фотографии. Воспоминание об этом событии главный герой рассказа сохранил на всю жизнь.
Второстепенными персонажами рассказа являются бабушка Вити, его друг Санька и учитель.
Санька – лучший друг Вити, такой же озорник и непоседа. Именно Санька уговорил друга идти кататься на увал, где Витя и промочил ноги. Санька пришел навестить друга и позвать его идти фотографироваться. Но когда увидел, что тот серьезно болен, тоже не пошел в школу. Санька – настоящий друг, преданный и верный, готовый на самоотверженный поступок ради друга.
Бабушка главного героя – пожилая добрая женщина, очень любящая своего внука. Хоть она и ругает его, но на самом деле старается сделать для него все возможное. Бабушка ночь напролет дежурит у постели мальчика, заставляет дедушку затопить баню. Пока Витя более, она ухаживает за ним, кормит вкусной едой. Самоотверженная, добрая женщина не пожалела накопленных денег, чтобы выкупить вещи односельчан у «новых» хозяев и вернуть их настоящим владельцам.
Евгений Николаевич – учитель. Очень любит свою работу и учеников. Пользуется уважением сельчан, а к мнению учителя прислушиваются даже самые отъявленные хулиганы. Евгений Николаевич со своей зарплаты покупает школьные принадлежности, скамейки и парты. Он самоотверженно бросается на защиту учеников от змеи, хоть никогда раньше их не видел.