Традиции в литературоведении – это историко-литературные преемственные связи в развитии общих закономерностей художественного творчества.
Традиции и новаторство лирики Н.М. Рубцова
Для лирики Н.М. Рубцова характерно традиционное начало. Поэт в своем творчестве сумел синтезировать художественный опыт С. Есенина, Ф. Тютчева и других русских поэтов, и привнести свое понимание вечных тем в развитие литературного процесса. Поэт присоединялся к традиции, отталкивался от нее, создавая свою уникальную лирику.
Новаторство Н.М. Рубцова вырастает из утвердившейся традиции. Любое новаторство включает в себя из прошлого то, что достойно развития и сохранения, что соответствует запросам нового времени.
Н.М. Рубцов в своем творчестве развивает традицию русской классической поэзии 19-20 веков Ф. Тютчева, Я. Полонского, А. Блока, А. Фета. Русская христианская философия и новокрестьянская поэзия Н. Клюева и С. Есенина стали мировоззренческой базой произведений Рубцова.
Поэт верен заветам и достижениям великих классиков российской литературы. Но содержание его лирики существенно отличается от произведений поэтов прошлого. Рубцов – поэт другого времени. Поэтому Е.В. Иванова рассматривает функционирование творчества Рубцова в рамках так называемой «тихой лирики» и отмечает исторические и патриотические мотивы, общие для него и поэзии А. Прасолова, А. Жигулина, О. Фокиной, Н. Тряпкина, А. Яшина и «деревенской прозы» 1960-х годов.
Современные исследователи творчества Н.М. Рубцова определяют следующие линии классической традиции:
- В. Дементьев, П. Выходцев, Е. Иванова, Л. Заманский, А. Кулинич называют Н.М. Рубцова «наследником» С. Есенина, продолжателем традиций «новокрестьянской» поэзии;
- Г. Лесная, М. Онуфриева, Т. Подкрытова считают, что в творчестве Рубцова продолжается поэтическая система А. Блока;
- И. Ефремова, В. Оботуров, Е. Иванова, В. Сафонов, И. Шайтанов прослеживают близость лирики Н.М. Рубцова к классической поэзии 19 века, в частности, к творчеству Н. Некрасова, а. Фета, Ф. Тютчева;
- В. Бараков, А. Фиронов, Е. Иванова рассматривают народно-поэтические традиции в лирике поэта.
В ранней лирике Н.М. Рубцова ярко выражается есенинская традиция, проявившаяся, в первую очередь, в стихотворениях о русской природе и деревне («Березы», «Деревенские ночи»). Как и С. Есенин, Н. Рубцов ощущает, что в мире правит гармония, которую необходимо проявить. Гармония во всем, что связано с природой: в цельном чувстве, в деревне, в мелодическом начале мира. Для Н. Рубцова, как и для С. Есенина, картины мира были вдохновением для поэзии. Несмотря на то, что стихах Н. Рубцова пейзаж как такой отсутствует, а природа редко выступает в качестве объекта изображения, его произведения воплощают философское единство природы и человека.
Мироощущение С. Есенина и Н. Рубцова объединяет именно внутренняя гармония и нераздельность мысли и чувства, воплощенные в стихах.
Оба поэта воспевали радость жизни, но через их поэзию сквозными нитями проходили печаль, грусть, сознание скоротечности бытия. Поэтов объединяет трагедия душевного одиночества и неприкаянности.
Особенности творчества Н. М. Рубцова
Н.М. Рубцов является, как отметил Ю. Прокушев, «поэтом действительности». Проблемно-тематическое новаторство Рубцова заключается в том, что он наиболее эмоционально, остро и метафорично обнажает сложности народной жизни, противоречия русской деревни 50-60-х годов, времени хрущевских реформ, губительных для нее. Если христианское сознание Есенина возникло «как бы само собой», развивалось стихийно, народное мироощущение к Н. Рубцову пришло через личный опыт и нелегкий путь скитаний. Это мироощущение глубинно и мастерски выражено в творчестве поэта.
Общими нравственными и эстетическими мотивами, сближающими поэтическое мироощущение Рубцова с А. Фетом и Ф. Тютчевым, являются:
- Элегический взгляд на мир;
- Психологическая точность пейзажа;
- Мотив одиночества;
- Особое отношение к сочетанию света и тени в создании поэтических образов;
- Отображение пограничных состояний во времени суток;
- Обращение к месяцу и звездам;
- Олицетворения;
- Мотив обращения к дорогим могилам:
- Поиск гармонии в слиянии с природой;
- Использование христианских символов.
В этом заключается проявление сыновней любви к Родине и чувство неотделимости от нее.
Н. Рубцов переосмысливает тютчевский мотив смятения души, развивает его и передает читателю некий нравственный ориентир, итог духовной и душевной работы. В лирике Рубцова центральное место занимает эстетическая категория души. Образ души в его лирике воплощен искренне, волнующе, на пронзительной ноте. Поэт отмечает, что все темы души – это вечные темы, которые никогда не теряют актуальности, всегда общеинтересны и свежи.
Традиция русской христианской философии в творчестве Рубцова развита широко. Поэт использует библейскую символику, сюжеты, обращается к мотивам странничества и у идее духовного единения. В мировоззрении Рубцова не было глубинной канонической веры. Но, как отмечает Н. Коняев, «советское», внецерковное православие Рубцова воспринято через национальную культуру и русский язык, что нисколько не умаляет духовную силу творчества.
Развитие народно-поэтической традиции в творчестве Н. Рубцова выразилось в особенностях поэтики, наследовании идеалов народной нравственности, в использовании фольклорных образов-символов: света, дома, матери-земли, пути.
Музыкальная основа произведений Н.М. Рубцова роднит его поэзию с творчеством других классиков. С Буниным, например, Рубцова роднит звук, мелодичность, напевность стиха.
С творчеством Маяковского лирику Рубцова роднит предельная искренность и открытость, бунтарский дух, романтическое мировосприятие, гражданственность, особое настроение души, которое дает способность остро чувствовать красоту мира, видеть в простых вещах высший смысл.
Лирика Рубцова способствовала утверждению направления «тихой лирики». Это направление синтезировало традиции русской классической литературы и духовные народные традиции.