Марина Цветаева оставила новаторский и полный драматизма след в истории российской поэзии. Она создала огромное количество произведений: 800 стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, более 1000 писем.
Вне зависимости от того, создавала Цветаева прозу или поэзию, главной темой ее произведений неизменно выступала любовь, отображение отношений между мужчиной и женщиной, вопросы смысла жизни и смерти. Всему творчеству Цветаевой свойственна особая тональность, которая отличает ее индивидуально-авторский стиль от творческого наследия иных поэтов, особая поэтическая интонация, которая подчёркивается обилием нерегламентированных знаков препинания, особым использованием лексем, особенностями построения дискурсов.
В качестве сущностной характеристики произведений Цветаевой следует назвать их особую ритмичность, ритм, который выступает самой душой цветаевского творчества. В то же время ритмичность, особенности вербализации произведений поэтессы несколько отличаются в лирике и прозе.
Лирические поэмы Цветаевой
Несмотря на то, что писать Цветаева начала рано, в 6 лет, лучшие ее произведения были созданы в 1920-е годы. К этому периоду относится и написание «Поэмы Конца», ставшей вершиной любовной лирики поэтессы. Уже название произведения отражает предельность лирики Цветаевой. Внешний сюжет произведения связан с перемещением героев в пространстве:
- Встреча у фонаря – встреча героев в обыденной обстановке, усиливающей ощущение внутреннего разлада. Ощущение драматизма усиливается краткими, лаконичными диалогами не только между героями, но и в сознании самой лирической героини;
- Кафе и окно в пустоту;
- Мост (в бесконечность) – пограничное пространство между жизнью и смертью, который все дальше отдаляет лирическую героиню как от бывшего возлюбленного, так и от самой жизни;
- Последние улицы;
- Опять фонарь;
- Гора;
- Последний жест.
Иначе говоря, сюжет поэмы отображает путь главной героини к концу, к смерти, сам сюжет становится проекцией внутреннего, психологического сюжета, сюжета переживания лирической героиней приближения собственного конца, осознания конечности своего пути и последующего возрождения.
Огромное значение в развитии сюжета, отображении внутреннего мира, эмоциональных состояний главной героини имеет множество диалогов, которые в произведении превращаются не просто в отображение позиций главных героев, но в отображение философских поисков самой любви, движения от чужого мнения к собственному пониманию. Более того, если для героя любовь – это привычное общепринятое представление, любовь – как банальность, как штамп, для лирической героини Цветаевой любовь связана со страданием, болью, высокой жертвенности, поэтому и душа ее – это не шрам, но шрам на шраме:
«Рана – сплошь».
Диалоги характеризуются лаконичностью, динамичностью, отрывистыми фразами, позволяющими передать ощущение внутреннего волнения, слова сменяются длительными паузами, превращающими наррацию в пульсирующий ритм, который внезапно обрывается.
Та же предельность предполагает определенную систему поэтических средств:
- гиперболы, преувеличения, доведение признака до крайнего предела;
- большое количество антитез, которые подчеркивают остроту конфликта;
- «рваный» синтаксис, направленный на репрезентацию эмоционального накала.
В качестве доминирующей характеристики произведения следует назвать гиперболизированность наррации, предельное представление эмоциональных состояний лирической героини. Гиперболизация может формировать посредством употребления прилагательных в превосходной степени, окказионализмов:
«последнейшая из просьб», «презреннейшее из первенств», «сверхбессмысленнейшее слово», «сверхъестественнейшая дичь».
Особенности прозы Цветаевой
Как и лирические произведения, проза Цветаевой отличается высокой выразительностью Экспрессивностью, что достигается посредством особенностей построения текста. В качестве важнейших средств выразительности прозаических текстов следует назвать множественное обращение к приему инверсии, перестановке лексем, особой семантической связи слов.
Инверсии позволяют акцентировать внимание читателя на этимологических взаимосвязях лексем, особенностях их фонетического созвучия:
«Знаю только, что ровнее и коричневее, коричневее - и ровнее - и роднее - я краски на лице не видела» («Нездешний вечер»).
В данном случае перестановка лексем «ровнее» и «коричневее» влечет за собой особую ритмическую организацию структуризацию наррации.
Проза Цветаевой отличается монтажно-фрагментарным принципом построения, особой ассоциативностью, четким, чеканным ритмом. В отличие от лирики, для которой характерна оборванность повествования, отражающая эмоциональное состояние художественных персонажей, разбивка предложений в прозаических произведениях отвечает целям усиления акцента на отдельных лексемах:
«Остальные не дойдут или не найдут. Остальные отстанут. Останутся» («Наталья Гончарова»)
Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать вывод, что лирика и проза Цветаевой отличается особой выразительностью, экспрессивностью. Несмотря на то, что главной темой её творческого наследия выступает любовь, вопросы жизни и смерти, особенности воплощения данной проблематики в лирических и прозаических произведения существенно отличаются. Если для лирических произведений характерна предельность повествования, которая позволяет подчеркнуть глубину восприятия чувств лирической героиней, что находит свое отражение на композиционном уровне, обусловливает высокую гиперболизированность повествования, использование «рваного» синтаксиса и пр., то прозаические произведения отличаются высокой ритмизированностью, структурированностью, множественным функционированием инверсий. В то же время, общим для лирики и прозы Цветаевой выступает сочетание повышенной музыкальности с обособленностью отдельного слова, его выделенностью.