Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Творчество Ильфа и Петрова

Творческая деятельность Ильфа и Петрова

«Двенадцать стульев» - первый роман И. Ильфа и Е. Петрова. Произведение было написано в 1927 году. Сатирики понимали, что начало индустриализации несет гибель уродливым порождениям НЭПа. Своим произведением они наносят удар по тем, кто склонен к стяжательству. «Двенадцать стульев» подводит сатирические итоги новой экономической политики. Произведение было воспринято критиками не сразу.

В 1928 году был создан журнал «Чудак», в котором Петров занимается публикацией анекдотов, эпиграмм, разрабатывает темы для рисунков, а Ильф – обработкой фактического материала и литературными рецензиями. Наряду с этим писатели работают над серьезными произведениями.

«Тысяча и один день», «Светлая личность», «Летучий голландец», «Необыкновенные истории» стали своеобразными «шагами» к созданию «Золотого теленка». Вероятно, большая часть романа «Золотой теленок» создана во второй половине 1930 года, так как описанное в произведении открытие Турксиба состоялось в мае 1930 года. В черновиках, кроме того, упоминается тяжелое для Ильфа и Петрова событие – смерть В. Маяковского.

В 1931 году вариант книги, в котором предлагается бесконфликтное решение судьбы Остапа Бендера, был изменен. Роман был переделан в самый разгар его печатания. Возможно, поездка Ильфа и Петрова на Турксиб и пребывание в подразделении Красной Армии усилили жизнеутверждающее звучание романа. Писатели посчитали необходимым произвести переоценку ценностей.

В середине 1930 года писатели впервые выступают в области кинодраматургии. По сценарию сатириков режиссеры М. Янин и Н. Горчаков снимают фильм «Барак». В этот же период сатирики, используя мотивы романа «Золотой теленок», пишут кинокомедию «Однажды летом». Позже в газете «Советское искусство» появляется информация о съемках. Однако судьба картины окончательно решается только в 1935 году.

В 1932 году намечается перелом в творчестве сатириков в сторону фельетонных форм и тем. В течение года писатели ведут в «Литературной газете» «Уголок изящной словесности», от имени редакции осуществляя сатирическую подготовку к Первому съезду советских писателей.

«Творчество Ильфа и Петрова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В этот же период происходят изменения в творчестве сатириков. В их газетных материалах юмора по-прежнему не меньше, чем в ранних произведениях, но теперь он рассчитан на особую реакцию. Ильф и Петров опираются на сатирический анализ. Сначала романы смешат, затем заставляют задуматься. Фельетоны же воедино соединяют обе линии воздействия, при этом не роняя престиж художественного образа. В 1933-1935 гг. почти каждый месяц в «Правде» выходят фельетоны Ильфа и Петрова:

  • «Директивный бантик»
  • «Человек с гусем»
  • «Безмятежная тумба»
  • «Костяная нога»
  • «Чувство меры».

С каждым новым произведением гражданский пафос творчества сатириков возрастает.

Осенью 1935 года Илья и Петров выехали в США, где прожили больше трех месяцев. В начале февраля они вернулись в Москву и сообщили, что собираются писать книгу об Америке. Работа над «Одноэтажной Америкой» фактически началась еще в США – открывающий книгу очерк «Нормандия» был написан сразу после приезда в Америку. В ноябре 1935 года очерк под заголовком «Дорога в Нью-Йорк» был опубликован в «Правде».

В 1936 году Илья и Петров в журнале «Огонек» опубликовали первые заметки о поездке в Америку под названием «Американские фотографии».

Летом 1936 года была закончена работа над «Одноэтажной Америкой».

Написанный Ильфом и Петровым после возвращения из Америки рассказ «Тоня» открыл бы новую страницу в творчестве сатириков, но 13 апреля 1937 года от туберкулеза скончался Ильф. Петров начал работать над книгой об Ильфе, но замысел был осуществлен не полностью.

2 июля 1942 года под Севастополем, защищая родину от фашистов, погиб Е. Петров.

«Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

В. Катаев описывает историю создания романа «Двенадцать стульев» в одной из глав книги «Алмазный мой венец». Он рассказывает о том, как предложил своему другу И. Ильфу и брату Е. Петрову сюжет о бриллиантах, которые во время революции были спрятаны в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Катаев предлагал публиковать роман под тремя именами, гонорар же разделить поровну, обосновывая это тем, что он уже был известным писателем, и времени, чтобы реализовать все планы, у него не хватало, в то время как брату и другу его поддержка была бы очень кстати. Оставив Ильфу и Петрову подробный план будущего произведения, Катаев уехал в Зеленый мыс под Батумом. Поглощенный работой над водевилем для Художественного театра, писатель перестал отвечать на письма Ильфа и Петрова, в которых они просили его совета. Когда Катаев вернулся в Москву, Ильф и Петров представили ему рукопись романа. Писатель, едва начав читать, понял, что его помощь Ильфу и Петрову не требуется, а указывать свое имя на обложке он не имеет права. После этого Катаев переписал договор с издательством на И. Ильфа и Е. Петрова. Но выдвинул им два условия: Ильф и Петров должны посвятить роман В. Катаеву, и это посвящение должно быть напечатано на всех изданиях. Во –вторых, с гонораров сатирики должны были купить В. Катаеву золотой портсигар.

Замечание 1

До сих пор, даже на современных изданиях романа «Двенадцать стульев», на первой странице написана фраза: «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву».

Работа над романом была завершена в январе 1928 года. Роман «Золотой теленок» стал продолжением «Двенадцати стульев» и был опубликован в 1931 году.

Основной сюжет романа схож с сюжетом «Двенадцати стульев»: бессмысленная в советских условиях погоня за сокровищами. Поражение «охотников за богатством» уже изначально было предрешено. Но при этом ни один из героев не должен был вызывать у читателей особого сочувствия. Трусоватые, глупые, алчные – они не вызывают симпатии. Совершенно другое дело веселый, отважный, остроумный, щедрый, не лишенный благородства великий комбинатор Остап Бендер.

В отличие от первого романа, на момент начала работы над «Золотым теленком» у писателей не было готового сюжета. Завязка произведения и развязка менялись в ходе написания. Уже во время печатания романа писатели изменили и финал.

Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot