Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Трагедия творческого сознания в романе В. Набокова «Защита Лужина»

Определение 1

Литературоведение – это наука, которая занимается изучением художественной литературы как явления культуры.

Художественные особенности романа «Защита Лужина»

«Защита Лужина» - одно из самых ярких произведений Владимира Набокова. Жанр этого произведения выдержан совершенно – это роман в полном смысле этого слова.

Предмет изображения обусловливает романтический аспект жанрового содержания произведения: роман Набокова – это судьба человека, прослеженная на протяжении его жизни, начиная с детства и до зрелости, до момента, когда из-за странной болезни жизнь героя обрывается. Кольцевая композиция подчеркивает то, что предметом изображения романа является судьба личности.

Начинается роман обретением фамилии – родители отдают героя романа в школу, где все его будут звать по фамилии – Лужин. А в последних строках произведения герой, который на протяжении действия был просто Лужиным, обретает имя и отчество.

Замечание 1

Отсутствие у героев фамилии и имени - это одна из особенностей художественного мира писателя. Автор так и не говорит, как звали жену главного героя, его тещу и тестя, хотя многие второстепенные герои названы по фамилиям.

Основу сюжета романа составляет драматическая история одновременного существования двух реальностей: с одной стороны, действительности с ее социальными и бытовыми обстоятельствами, с другой – мира шахматной игры. Второй мир оказывается более притягательным для главного героя. Протекание действия в двух измерения является одной из характерных особенностей художественного сознания 20 века. С объективной стороны действительности внимание переносится на ее субъективное восприятие героем.

Трагедия Лужина

Главными художественными принципами В. Набокова являются субъективизация повествования и ориентация на сознание своего героя. Этот прием позволяет писателю показать, как драматически герой романа балансирует между реальной жизнью и шахматной доской, которая чаще и чаще подменяет для него реальность. Подобная проблематика обусловлена особым типом личности, который Набоков ставит в центр своего произведения. Лужин по психологическому складу интроверт и обладает аутистическим мышлением.

«Трагедия творческого сознания в романе В. Набокова «Защита Лужина» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Именно такой психологический тип и становится предметом исследования культуры 20 века, ее открытием. Здесь аутизм рассматривается не как психическое заболевание, а как следствие гениальной одаренности своего носителя. Такой аутистический тип сознания с защитной установкой и является предметом изображения в романе «Защита Лужина».

В начале произведения, в описании школы, где учится главный герой, Набоков подчеркивает его невнимание ко всему тому, что интересует его сверстников. Лужин чужд шумных игр на большой перемене, он не имеет друзей. Все попытки отца познакомить его с детьми своих друзей у Лужина вызывают настоящий ужас и заканчиваются крайне неприятно. Герой одинок, но это одиночество его не тяготит. Лужин всегда к сверстникам повернут спиной, он не представляет, о чем с ними говорить.

Действительность для Лужина скучна, неинтересна. У него возникает лишь одно стремление – уйти от нее, спрятаться, взаимодействовать только в целях самообороны. Подлинный интерес в жизни Лужина составляют только шахматы. Шахматная доска с запутанными и разнообразными интригами фигур становятся средой внутренней жизни героя романа. целью Лужина становится «перемещение» из реальности в шахматный мир.

И эта жизнь в ином мире и ином измерении делает Лужина глухим, равнодушным к естественным чувствам. Он не может испытать, что такое сыновняя любовь или любовь к женщине. Лужин словно лишен нравственного императива. Герой отстранен от мира, невнимателен к близким, не знает проблем, не замечает родных. Смерть первого шахматного партнера вызывает у Лужина только раздражение и обиду.

Лужин остается таким же равнодушным к смерти матери, которая дана сквозь призму отстраненного сознания героя, наблюдающего за истерикой отца с недоверием.

Отец воспринимает погруженность сына в свой мир как нравственную глухоту, и она поражает его.

Такая жизнь, протекающая в другом измерении, характеризует Лужина с детства. Протекание романного времени в двух реальностях, двух плоскостях, двух пространствах и организация художественного пространства характерны для романного сознания 20 века.

Хронотопы романа «Защита Лужина»

Специфика романа «Защита Лужина» заключается в том, что сознание главного героя формирует свой хронотоп, который противостоит реальным хронотопам. В романе их несколько:

  • Первый хронотоп – детский. Он связан с летом, дачей, уютным домом, лесом. Героя из этого уютного мира вырывает страшная весть о том, что он с понедельника «будет Лужиным»;
  • Второй– жестокий и ужасный для героя школьный хронотоп, полный обид и опасностей;
  • Хронотоп Петербурга. По улицам города гуляет маленький Лужин, убегает из школы к тете. Это начало его подлинной жизни, шахматной;
  • Хронотоп эмигрантского Берлина, связанный с невестой Лужина, домом родителей.

Все хронотопы, кроме первого, сознанием Лужина отторгаются. Герой объехал за свою шахматную жизнь всю Европу, но так и не увидел ее настоящего пространства – исторического, архитектурного, социального, культурного.

Мир, который объезжал герой, на карте не изображен. Лужин замечал только шахматное кафе, которое всегда было одинаково, где бы ни находилось – в Лондоне, Ницце, Риме.

Перечисленные хронотопы действительности в сознании Лужина сливаются в один общий хронотоп, который не подчиняется житейской логике, не имеет реальных очертаний. В нем правят не причинно-следственные связи, а удивительные законы ассоциаций аутистического сознания.

Общий жизненный фон для Лужина лишен интереса. Если же иногда он и привлекает его внимание, что только тем, что таит опасность, неразгаданную, странную комбинацию шахматных ходов. Замысел неизвестного и незримого соперника при этом неясен, так как трудно найти защиту.

Идеальный мир шахмат – вот истинный хронотоп жизни Лужина.

Замечание 2

Представление о том, что мир идей первичен по отношению к реальному миру характерен для аутистического мышления.

Для Лужина первичны стройная шахматная идея, мелодия будущей композиции, гармония удачных ходов.

Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot