Лирика —это род литературы, воспроизводящий субъективные личные чувства, настроение, переживания автора.
Любовь в лирике Ф.И. Тютчева
Ф.И. Тютчева называют «дамским пророком». Он обожал женщин, а женщины отвечали ему взаимностью. Он легко добивался внимания дам и их благосклонности. Много своих произведении Тютчев посвятил теме любви. Любовная лирика поэта полна парадоксов и драматизма.
Основными адресатами любовной лирики Ф.И. Тютчева были четыре женщины: Элеонора Ботмер – первая жена поэта, Эрнестина Пфеффель – вторая жена Тютчева, баронесса Амалия Крюденер – юношеское увлечение поэта, привязанность к которой он пронес через всю жизнь, Елена Денисьева – произведения, адресованные ей, составляют «Денисьевский цикл».
Многие из этих произведений были опубликованы при жизни Тютчева. Это очень личные, очень откровенные стихи. А учитывая, что про поэта всегда ходило множество сплетен, на тайные свидания и секретные отношения он был не способен и часто оказывался в водовороте скандалов, публикация этих произведений является весьма пикантным делом, и многие адресаты стихов, увидев их в печати, не всегда бывали в восторге. Но сам поэт к публикации своих стихотворений относился спокойно, можно сказать, даже равнодушно, и о последствиях публикаций он заботился мало.
Известно, что поэт никогда не хранил верность своим женам, даже не скрывая своих измен. При этом он относился к ним с любовью, нежностью, никогда не позволял себе грубых высказываний в их адрес.
Женщины всегда страдали в союзе с Тютчевым и всегда подвергались давлению обстоятельств.
Стихи, посвященные Элеоноре Ботмер – все посмертные, но в высшей степени драматичные и прочувствованные. Но если у А.С. Пушкина речь идет всегда о любви самого поэта, то у Тютчева речь идет чаще о любви к нему. О своей любви он говорит гораздо реже.
О всех своих возлюбленных поэт высказывается как о носителях благотворной стихии, о гениях любви, и эти высказывания искренни. Стихи Тютчева – это результат порыва, истинного чувства.
Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…» было написано в 1848 году, через десять лет после смерти Элеоноры. Поэт, который при жизни избегал своей жены, и постоянно ее огорчал, после ее смерти никогда не забывал о ней и обращался к ее образу. Для Тютчева память о Элеоноре Ботмер была священна.
Идеализация женщины – поэтическая черта Тютчева. Он говорил, что умеет не любить женщину, а боготворить ее, преклоняться перед ней.
Вскоре после смерти Элеоноры Тютчев женился на Эрнестине Пфеффель. Стихи, обращенные к ней, были особенно красивыми. Тютчев очень ценил Эрнестину, но это не мешало ему изменять ей и подолгу жить в разлуке. Эрнестина прекрасно знала об отношениях Тютчева с Денисьевой. При этом поэт постоянно признается жене в высоких чувствах, тяготится разлукой, но не предпринимает ничего, чтоб ее прервать. Тютчев не был лгуном, лицемером, в нем прекрасно уживались две линии поведения. И это отражалось в его стихах. В своих стихах, написанных в 1851 году, Тютчев называет Эрнестину «земным провиденьем», и это является одним из лейтмотивом его переписки с ней.
Эрнестина обожала мужа, знала его слабости, заботилась о нем и все прощала. Лирический герой стихотворений Тютчева противоречив и сложен. Любовные стихи поэта полны не только идеализации и умения боготворить. Они полны эмпатии, понимания чувств тех, кому он адресованы, и в этих стихах читается сострадание и страдание.
Любовная лирика Тютчева – это контраст, несовпадение, конфликт и одновременно покаяние и преклонение перед женщиной, которой он недостоин.
Любовь в лирике А.С. Пушкина
Стихи А.С. Пушкина стали истинными шедеврами любовной лирики. Каждая строка его стихотворений наполнена мыслями и искренностью поэта. Для А.С. Пушкина любовь – не только радость и удовольствие, но и источник вдохновения. Даже неразделенная любовь очень дорога для поэта. Он благодарен женщине за яркие чувства, которыми она озарила его душу. Таким настроением пронизано стихотворение «Я вас любил…».
Ряд стихов поэт посвятил Е.К. Воронцовой:
- «Храни меня, мой талисман»,
- «Талисман»,
- «Сожженное письмо».
С Е.К. Воронцовой поэт познакомился во время южного изгнания, но она была замужем. На прощание она подарила ему кольцо с изображением каббалистических знаков. Именно этому кольцу поэт посвятил произведение «Талисман».
На протяжении всей жизни поэта его отношение к любви менялось. В конце жизни отношение поэта к любви стало одухотворенным, о чем говорит стихотворение «Мадонна», посвященное Н.Н. Гончаровой.
Любовная лирика А.А. Фета
Любовная лирика А. Фета исполнена радости и счастья. Поэт боготворит женщину и хочет исполнить любое ее желание, он нежен и заботлив по отношению к ней. У Фета любовь лишена той разрушительной страсти, как у Ф.И. Тютчева. Фет любуется возлюбленной, которая свои существованием наполняет его мир покоем и красотой. Лирический герой Фета внимателен и добр, он старается защитить, уберечь любимую от всего злого. Он спокойно счастлив и основателен, его любви ничто не угрожает.
В лирике поэта воедино слились любовь, природа и музыка. Он отражает мир настроений и чувств в их бесконечном разнообразии. Каждое произведение Фета мелодично. На его произведения написано множество романсов.
В жизни А.И. Фета была настоящая высокая любовь к Марии Лазич. Девушка трагически погибла при пожаре. Лазич знала, что Фет не может на ней жениться. Поэт всю жизнь чувствовал себя виноватым в смерти девушки. Но эта любовь его вдохновляла, ведь в этих стихах влюбленные снова были вместе.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является вершиной любовной лирики А.А. Фета. Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. В этом произведении жизнь природы и чувства влюбленных переданы в динамике, хоть в стихотворении нет ни одного глагола. Пылкие чувства двух влюбленных отражает природа.
Поэт следует своей художественной манере и показывает не развитие отношений влюбленных, а изображает самые значимые для них минуты.