Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Способы изображения внутреннего мира человека в лирике М.Ю. Лермонтова

Определение 1

Психологизм в литературе – это способ изображения душевной жизни персонажа: воссоздание его внутренней жизни, ее динамики, анализ свойств личности героя, смены его душевных состояний.

Развитие психологизма в творчестве М.Ю. Лермонтова

В творчестве М.Ю. Лермонтова значительное место занимает психологизм как художественное отображение процессов внутреннего мира человека. Психологизм как осознанный эстетический принцип изображения корнями уходит в эпоху Возрождения. Эпоха социально-исторических и идеологических потрясений рубежа 18-19 веков стала важным этапом в его развитии. А основы развития психологизма во всех родах и жанрах литературы заложили сентиментализм и романтизм. Предшественниками лермонтовского психологизма в мировой литературе являются Ж.Ж. Руссо («Исповедь»), Ф.Р. Шатобриан («Рене»), И.В. Гёте («Страдания молодого Вертера»), Э. П. Сенанкур («Оберман»), А. де Мюссе («Исповедь сына века»), Б. Констан («Адольф»).

В русской литературе элементы психологизма присутствовали в произведениях А. Н. Радищева («Дневник одной недели»), Н. М. Карамзина («Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный»). Развитие лермонтовского психологизма подготавливалось поэзией К.Н. Батюшкова, В.А, Жуковского, Е.А. Баратынского, прозой В.Ф. Одоевского, А.А. Бестужева (Марлинского), Н.Ф. Павлова и творчеством А.С. Пушкина.

Также становлению психологизма М.Ю. Лермонтова способствовала русская национальная действительность последекабрьского периода. Наиболее глубокое отражение интереса к «внутреннему человеку» наблюдается в романе «Герой нашего времени». Это было отмечено В.Г. Белинским в рецензии на произведение М.Ю. Лермонтова. Основы психологизма в творчестве Лермонтова закладываются уже в юношеской лирике. Поэт стремится к максимальному самоанализу и самовыражению, что проявляется в:

  • Дневниковом характере поэзии;
  • Рефлективности лирики;
  • Преобладании в лирике Лермонтова жанра монолога-исповеди.

Психологизм является важной формой раскрытия лирического «Я» и способом его обретения и утверждения. Психологизм является доминирующей основой романов, драм и поэм Лермонтова.

«Способы изображения внутреннего мира человека в лирике М.Ю. Лермонтова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Слова: «...мои дела / Не много пользы вам узнать; / А душу можно ль рассказать?» проходят своеобразным рефреном через цикл поэм о рвущемся к свободе молодом монахе («Мцыри», «Боярин Орша», «Исповедь»).

И это же устойчивое стремление поэта «рассказать душу» своих персонажей ощущается и в его драматургии. Лермонтов при этом настойчиво стремится к постижению социально-психологической обусловленности законов, по которым человек «внутренний» превращается в ограниченного «внешнего человека». Этим, в частности, можно объяснить и существенную художественную полифункциональность маски и ее аналогов в творчестве Лермонтова.

Внешнее в человеке не только выявляет его внутреннее содержание, но и скрывает его. В обществе, в котором духовно-личностные ценности противопоставляются бездуховным и безличным ценностям, социально-ролевые амплуа превращаются в маски, скрывающие истинную сущность их носителей. Такие социальные роли-маски становятся столь привычными и «естественными», что «прорастают» в человека, деформируют его личность. В этом мире масок даже живое человеческое лицо вызывает подозрение, недоверие, начинает восприниматься как маска.

В развитии психологизма Лермонтова важным этапом стал роман «Княгиня Лиговская» с его тенденцией к объективному раскрытию характеров персонажей и их внутреннего мира. Лермонтов здесь использует опыт «непрямого» психологизма А.С. Пушкина, разнообразные приемы и формы внешнего обнаружения внутренних состояний персонажей. В романе «Княгиня Лиговская» поэт приблизился к открытию психологического феномена, который Л.Н. Толстой впоследствии назвал «текучестью» характера.

«Герой нашего времени» стал решающим шагом М. Ю. Лермонтова в постижении противоречиво-целостной, диалектически сложной структуры человеческой личности. «Герой нашего времени» - первый русский психологический роман в прозе.

Основные формы психологизма М. Ю. Лермонтова

Чем сложнее характеры в зрелой лермонтовской драме и прозе, тем многозначнее их психологическое содержание, которое фиксируется посредством внешних проявлений (например, Арбенин в «Маскараде», доктор Вернер в «Княжне Мери», Печорин в «Фаталисте»). Лермонтов пытается познать законы интериоризации и экстериоризации в их взаимодействии.

Замечание 1

Интериоризация – это переход внешнего во внутреннее, экстериоризации – переход внутреннего во внешнее.

Этим обусловлено наличие у М.Ю. Лермонтова двух основных форм психологизма:

  • Раскрытие психологических процессов во внешнем их проявлении;
  • Непосредственный анализ «души» и психики героя как источника его действий и поступков.

Первая из этих форм основывается на рассмотрении внешнего как знака внутреннего. У Лермонтова здесь наблюдается своеобразное деление. Нарастающей сложности психических явлений (от переживаний, чувств, ощущений к свойствам личности, характера. устойчивым психическим состояниям) соответствует система внешних «знаков»: улыбка, взгляды, мимика, интонация, поступки, жесты, движения, позы, поведение. В некоторых случаях функции таких знаков внутреннего состояния персонажа в произведениях Лермонтова выполняют зарисовки картин природы, которые из описания места действия перерастают в «пейзаж души».

Вторая форма психологизма присутствует, в основном, в романах.

Особенностью лирики Лермонтова является внутреннее единство лирического героя. К концу творчества в лирике поэта все чаще появляется образ обычного, усталого человека, который совсем не похож на героя его ранней лирики.

Лирика М.Ю. Лермонтова явилась взлетом русского романтизма. Лирический герой Лермонтова – романтический герой, наделенный всеми чертами романтика: он страдалец, борец, поэт, мятежник, любовник, и даже пророк. С лермонтовским романтическим героем связан новый образ человека, который проявляется в стихотворения «Родина», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Соседка», «Завещание».

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot