Заглавие – это название какого-либо произведения или его отдельных частей.
Роль заглавия в художественном произведении
Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С. Тургенева еще в 1860 году, во время летнего отдыха писателя в Англии на острове Уайт. В феврале 1862 года произведение было опубликовано в «Русском вестнике».
Сразу после выхода романа в свет на писателя посыпался целый шквал критики. Новое творение Тургенева не было принято ни одним из общественных лагерей. Либеральная критика не могла смириться с тем, что представители аристократии, дворяне в произведении изображены иронически, а «плебей» Базаров над ними издевается и все время оказывается выше их морально. Демократы восприняли образ Базарова как злую пародию.
Тургенев, как настоящий художник слова, сумел угадать веяние эпохи, появление нового типа – демократа-разночинца, пришедшего на смену передовому дворянству. Уже в названии романа звучит главная тема произведения. Название «Отцы и дети» имеет двойной смысл:
- С одной стороны, это вечная проблема поколений;
- С другой стороны, это конфликт действовавших в этот период в России двух социально-политических сил: либералов и демократов.
Сосредотачивая внимание на заглавии, следует учитывать его место и роль в художественной системе, которой является любое литературное произведение. В литературном произведении выделяют три стороны:
- Предметную,
- Словесную,
- Композиционную.
Главные элементы предметного мира – персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета произведения. Часто с этими элементами связано заглавие. Важнейшей стороной художественного произведения является его речевой строй, который также проявляется в заглавии. Заглавие представляет собой не только словесную конструкцию, указывающую на предмет, но и конструкцию, отражающую авторский выбор слов. Заглавие, кроме того, являясь абсолютным начало текста, выполняет и важную композиционную функцию – оно объединяет все элементы художественной системы.
Такая связь текста с заглавием подчеркивает его роль. «Отцы и дети» содержит в себе указание на действующих лиц произведения, их расстановку и обобщенно представляет систему персонажей.
В сознании читателя отцы и дети мыслятся в неразрывной, но часто конфликтной паре. Название романа тоже задает конфликт. Смена поколений и вытеснение старого новым – это проявление жизненной закономерности. Однако вряд ли произведение выдающегося писателя является такой простой иллюстрацией этой мысли. Тургенев здесь сосредотачивается на особенностях конкретного проявления закономерности. Это обусловило злободневность романа.
Автор осмыслял современный ему жизненный материал с позиции общечеловеческих понятий. Эта позиция Тургенева обусловила наличие второго пласта содержания произведения, где выдвигаются «вечные» темы. В романе «Отцы и дети» происходит столкновение вечного и современно-бытового, что создает многомерность произведения, делает картину изображения действительности более жизненной и более сложной. Не случайно повествование начинается точной датой, а завершается словами писателя о «вечном примирении и о жизни бесконечной…».
«Базаров» (Д.И. Писарев)
Д.И. Писарев придерживается другого взгляда на смысл названия романа «Отцы и дети». По его мнению, название романа отражает идейный конфликт двух поколений. Критик в своей статье «Базаров» пытается решить проблему «отцов и детей» практически. Он исследует влияние идей и стремлений молодого поколения. Писарев отмечает, что Тургенев – «один из лучших людей прошлого поколения». Критик не оставляет писателю права быть главным выразителем идеи произведения. Мнения и суждения автора романа критик рассматривает как материал для характеристики прошлого поколения. Писарев увидел явления жизни, близкие для себя, и эта близость стала ключевым фактором, повлиявшим на его мнение.
Не случайно Писарев назвал статью именем главного героя. Он считает, что именно на образе Базарова сосредоточен весь смысл произведения.
По мнению Писарева, название романа на сюжетном уровне задает тему взаимоотношений поколений «отцов» и «детей» мыслящей части общества в 1860-е годы.
В словесном плане выражение «отцы и дети» в контексте произведения неоднозначно. У Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова «отцы» являются участниками сюжета. Также упоминаются и прямые родственные связи других персонажей. Но название произведения Тургенева метафорично. Здесь под «отцами» можно понимать все старшее поколение, которое сменит поколение «детей».
Заглавие романа выполняет и важную организующую функцию. Все повествование пронизано темой «отцов» и «детей». Уже в начале произведения Николай Петрович Кирсанов читателям представляется и как отец, ждущий сына, и как сын боевого генерала. В десятой главе он же вспоминает, что однажды сказал своей матери «мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». Постоянно в историях героев намечается противопоставление поколений, и эти противопоставления и различия объясняют мотив перемен в произведении.
Неслучайно в начале романа Николай Петрович Кирсанов вспоминает стихи А.С. Пушкина. Роман напоминает читателю о конечности жизни и бесконечности действительности. Роман «Отцы и дети» по праву можно назвать документом своей эпохи. Название «Отцы и дети» - это символ жизни, вечно обновляющейся. А роман «Отцы и дети» - это произведение о такой жизни, которая предстала перед И.С. Тургеневым, такой, как ее понял писатель.
По возрасту Аркадий является представителем молодого поколения. Он тянется к Базарову, считает себя его последователем. Однако на деле оказывается, что Аркадий способен только подражать другу, а взгляды отца и дяди ему все равно ближе. Постепенно в родном имении Аркадий отходит от Базарова. Впоследствии он становится практичным хозяином, в отличие от отца, и в этом можно увидеть прогресс и положительное влияние времени. Однако Аркадия все равно хочется отнести к представителям «старого» поколения, невзирая на его молодой возраст.
С этой точки зрения в романе показан лишь один представитель «детей» - Базаров. Разночинец Базаров противопоставлен в произведении дворянам Кирсановым. Именно в этом противопоставлении заключается конфликт романа и его смысл.