С. Витицкий – один из наиболее известных псевдонимов Б. Стругацкого, который в соавторстве с братом Аркадием стал одним из наиболее выдающихся писателей-фантастов прошлого столетия.
Проза братьев прошла длительный путь от гонений и запретов до мирового признания.
Несмотря на то, что произведения создавались в соавторстве, многое об истории их создания известно благодаря «Комментариям к пройденному» Бориса Стругацкого. Благодаря «Комментариям…» можно узнать о причинах, которые побудили писателей к созданию того или иного произведения, какие события произошли в жизни писателей и т. д. Анализ «Комментариев…» отражает тот факт, что изначально действие многих научно-фантастических рассказов и повестей происходило в реальном, невымышленном мире. Но советская цензура не позволяла отображать подобные события и процессы в советской действительности, в результате чего братьям пришлось создавать новые, вымышленные, фантастические миры, в которых разворачивались события их произведений. Так появились новые миры и целые галактики: «Мир разведчиков», «Мир Полудня», мир Александра Привалова.
Как ни парадоксально, но получается, что гнет цензуры советского периода привел к расцвету фантастического творчества Стругацких.
Подходы к периодизации творчества Стругацких
Несмотря на то, что творчество Стругацких неоднократно выступало объектом изучения в отечественном и зарубежном литературоведении, по сегодняшний единый подход к периодизации произведений отсутствует. Одна из наиболее разработанных концепций принадлежит американскому ученому С. Поттсу.
К первому начальному этапу творчества Поттс относит произведения, которые, по его мнению, представляли собой научную фантастику, выступающую во многом аналогичной той, которая публиковалась в 1950-ых годах прошлого столетия в журнале «Аналог». К этому периоду относятся произведения:
- 1958 г. «Человек из Пасифиды», «Спонтанный рефлекс», «Шесть спичек»;
- 1959 г. «Поражение», «Частные предположения», «Испытание СКИБР», «Забытый эксперимент», «Моби Дик»;
- 1960 г. «В наше интересное время», «Извне», «Глубокий поиск».
К данному периоду относится и трилогия «Страна багровых туч».
Второй период длится с 1960 по 1963 гг. Знаковым произведением этого периода творчества является произведение «Попытка к бегству». Небольшая повесть была опубликована в 1962 году, в основании произведения - провозглашение превосходства идеи коммунизма над другими формами государственного устройства.
Третий этап творчества ограничивается периодом с 1963 по 1974 гг. Уже на данном этапе начинает формироваться особый пессимистический стиль поздних произведений братьев. Все произведения данного периода в тематическом отношении можно условно представить двумя группами:
- произведения, насквозь пронизанные кафкианским сюрреализмом, к которым можно отнести «Улитку на склоне» (1965), «Гадкие лебеди» (1967);
- вторая группа представляет собой смесь сатиры и фэнтези. В качестве знаковых можно назвать следующие произведения: «Второе нашествие марсиан» (1966), «Сказка о Тройке» (1967).
Отдельно следует отметить, что «Сказка…» имеет, пожалуй, наиболее сложную литературную судьбу из всех произведений Стругацких. В полном, оригинальном варианте оно было опубликовано только в 1989 г., через два десятилетия после публикации первого варианта в альманахе «Ангара», после чего главный редактор издания получил выговор и был уволен.
Все произведения, написанные после 1974 г., американский писатель относит к четвертому, зрелому периоду творчества писателей.
Классификация американского ученого была положена в основу других классификаций, разработанных в отечественной и зарубежной научной литературе. Одна из таких классификаций основывается не столько на учете периода создания произведения, сколько на особенностях мировосприятия, миропонимания, представленного в нем. На основании данного критерия, общей тональности произведения можно выделить следующие этапы творчества Стругацких:
- Этап позитивного мировосприятия: на данном этапе авторская мысль движется от утопических идей до глубоких социально-философских проблем развития человеческой истории, роли научного прогресса в ней. Все произведения имеют положительные развязки, отражают веру Стругацких в человека, его великодушие в самых сложных условиях, например, «Попытка к бегству»;
- Этап негативного мировосприятия: произведения данного периода отличаются большей реалистичностью, в центре внимание писателей – преимущественно негативные аспекты развития человеческой цивилизации. Произведения характеризуются утратой веры в человека, отличаются сатиричностью, в большинстве своем не имеют положительной развязки, например, «Улитка на склоне» и др.
Тематические особенности творчества Стругацких
В центре внимания исследователей творчества братьев Стругацких – не только хронологические рамки исследований и периодизация этапов творчества, но и выявление тематических, смысловых особенностей творчества. На основании учета смысловой целостности выделяют следующие группы произведений:
- сказочно-сатирический цикл, например, «Сказка о Тройке»;
- цикл о «разведчиках», например, «Обитаемый остров»;
- цикл «мир будущего», например, «Далекая радуга». Произведения этого цикла создают миры будущего, в которых человечеству удалось стать доминирующим видом во Вселенной. Как правило, все созданные миры – это прогрессивные, развивающиеся вселенные.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что за период своей творческой деятельности братьям Стругацким удалось создать множество рассказов и повестей, которые существенно отличаются как по своему идейному содержанию, так и по своей тональности. Произведения разного периода отражают особенности становления мировосприятия, миропонимания писателей. На сегодняшний день произведения Стругацких являются классикой фантастической литературы, авторитет фантастов признан во всем мире.