Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Радикальный реализм в литературе: творчество Захара Прилепина

Нонконформизм – это совокупность взглядов, характеризующих свободу воззрений и поступков человека вопреки общепринятым нормам и традициям.

Особенности «нового реализма» 2000-х гождов

«Новый реализм» - спорное понятие, нашедшее яркое отражение в литературной критике. Многие исследователи и критики утверждают, что сам термин «новый реализм» уже появлялся раньше и потому не является метой литературного поколения «нулевых». Критик и публицист А. Рудалев попытался объяснить значение эпитета «новый» ввиду того, что он может вводить в заблуждение. Критик подчеркивает, что определение «новый» говорит не о принципиальной новизне, а о «новой волне» писателей, указывает на новые вызовы современности и новые реальности. Критик В. Бондаренко говорит о том, что «новый реализм» встречается и в 19 веке, и в начале 20-го, и в послевоенные годы. Он считает, что каждый талантливый художник слова открывает свой «новый реализм», и в каждом случае – это совершенно новый реализм.

В 1990-е годы «новыми реалистами» считали О. Павлова, В. Маканина, С. Василенко, в конце 19-начале 20 вв. – М. Попова, С. Казначеева, Ю. Козлова.

К «новым реалистам» 2000-х годов относят Р. Сенчина, С. Шаргунов, Г. Садулаева, З. Прилепина, А. Рубанова.

По мнению ряда исследователей, «новый реализм» - это корпус эклектичных текстов, отличающихся по художественному уровню и стилевым решениям, но сведенных общим мироощущением, настроением, отношением к миру, духовным самочувствием, которое складывается из нескольких черт: неудовлетворенности, экзистенциального тупика, депрессивной тяжести, отчужденности. Предполагается, что «новый реализм» конца 20 - начала 21 вв. возник как программа отрицания постмодернизма и его главных принципов:

  • игрового начала;
  • словесной эквилибристики;
  • цитатности;
  • жонглирования образами;
  • пародийности;
  • иронии.

Основой и отличительными чертами эстетики «нового реализма» нулевых можно считать стремление писателей повернуть сюжет произведения к жизни обычного человека, место которого занимает герой-«нечеловек» (робот, вампир, зомби, оборотень) либо «странный» герой, который обособляется от обыденности, мотивированной житейскими контекстами (например, гениальный ученый).

«Радикальный реализм в литературе: творчество Захара Прилепина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Часто литературоведы и критики используют эпитет «новый» и в рамках «нового реализма» выделяют новую военную прозу, новую социальную прозу, новую антиутопию, новую национальную прозу, новую деревенскую прозу.

Герои этих произведений – современные «клоны маленького человека», обыкновенные, заурядные люди, заедаемые повседневным бытом. Они не в состоянии вырваться из бытовой рутины, изменить что-либо. Но есть другой тип героя – сугубый прагматик и реалист. У него есть место в современном мире, и из этого мира он не стремится убежать, как бы сложно ему ни было.

Еще один тип героя – современный «воин-правдоискатель», отчужденный, противопоставляющий себя окружающей реальности, существующей государственной системе. Он пытается с помощью агрессии восстановить «справедливость». У такого героя отняли дом, родину, радость, и он включает агрессию, чтобы вернуть себе счастливый, но разрушенный миф.

«Новый реализм» в творчестве З. Прилепина

Захар Прилепин работает в реалистической манере и одновременно является теоретиком «нового реализма». Писатель в своем эссе «Клинический реализм в поисках идентификации» представил самостоятельную и оригинальную концепцию «нового реализма». Литературный критик А. Колобродов называет Захара Прилепина главным и оглушительным открытием «нулевых».

По мнению З. Прилепина, «новый реализм» как литературное течение, отвечающее своему названию, не существует. Он считает, что это течение должно называться как-то по-другому, и предлагает следующие варианты: «клинический реализм», «новый нонконформизм», «сообщество радикальных консерваторов».

Писатель отмечает, что представители «нового реализма» «нулевых» отразили свежие общественные настроения: нацеленность на анализ современной реальности, интерес к нонконформизму, усталость от постмодернизма и либерализма.

Захар Прилепин является одним из самых титулованных современных русских писателей. Он осуждает либерализм, буржуазную систему ценностей и общество потребления. Многие в Прилепине видят манифестанта идеи «русского мира». Прилепин постоянно повторяет: «мне важны значимость и сила моей Родины».

В творческом плане Прилепин не боится жанровых экспериментов. В его творчестве есть и военная проза («Патологии»), и социальный реализм («Санькя»), и психологически развитый автобиографизм («Грех»), и художественная смесь психологической прозы, боевика, политического триллера и гротеска («Черная обезьяна»), и лагерная проза («Обитель»).

Замечание 1

Писатель защищает «советский дискурс», обращается к классическим мотивам и темам.

В своих произведениях Прилепин поднимает актуальные проблемы современности, говорит на острополитические и остросоциальные темы:

  • критика общества потребления;
  • социальное неравенство;
  • связь с предками;
  • демонстративный антилиберализм.

Свой творческий путь Захар Прилепин начал с «мужских тем»: революции и войны. Дебютный роман писателя «Патологии» критики называли первой полновесной художественной книгой о Чечне. Как участник военных событий, Прилепин при написании романа использовал свой собственный опыт.

Вообще, передача личного опыта является ведущим вектором литературного творчества «новых реалистов». При этом Прилепина нельзя назвать автобиографом, тщательно фиксирующим в произведениях эпизоды из своей жизни. Черты вымысла заметны и в «Патологиях», и в «Саньке», и во многих рассказах и повестях писателя.

«Санькя» - второй роман Захара Прилепина, ставший закономерным продолжением первой работы. Но если роман «Патологии» - о войне в Чечне, то «Санькя» - политический роман. Произведение получило неоднозначные отзывы критиков, но равнодушным не оставило никого. Главной темой романа становится проблема нравственного выбора молодого парня, только начинающего жить.

В произведениях Прилепина значительное место занимают темы о нравственном поиске людей, о ценности жизни человека, о проблеме добра и зла, о столкновении гуманистической боли и равнодушной безучастности. Эти темы присущи всей литературе «нового реализма», ключевыми текстами которого являются романы Р. Сенчина и З. Прилепина. Прилепин в своих романах не только представляет универсальную картину кризисной реальности, но и создает архетипы, которые способны художественно синтезировать опыт современного человека и в его волевом становлении, как в романе «Санькя», и в гибельном движении.

Дата последнего обновления статьи: 12.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot