Фабула – это содержание литературного произведения, события, изображаемые в нём.
Пушкинские традиции в творчестве А. П. Чехова
Вопрос об отношении А. П. Чехова к пушкинскому творчеству, о влиянии поэта на художественную систему интересует многих исследователей, среди которых А. С. Долинин, С. М. Бонди, Б. В. Томашевский, Б. С. Мейлах. Писатель нередко отзывался о Пушкине, о его произведениях, но это почти не было связано с его собственной творческой деятельностью. Кроме того, практически все, что касается Пушкина, известно лишь из чеховских писем, но и в них он не всегда говорит серьезно и прямо.
Возможно, самую безусловную и «прямую» оценку поэту А. П. Чехов выразил в диалоге с сыном Л.А. Авиловой. На вопрос мальчика, любит ли Чехов Пушкина, писатель ответил: «Да, я очень люблю стихи Пушкина».
Чехову было близко своеобразное поэтическое настроение пушкинской речи, сила его слова. поэтому поэтичность и лиризм чеховской прозы тесно связаны с поэзией А.С. Пушкина. Особенно интересны случаи, когда поэтические мотивы Пушкина звучат в творчестве Чехова непосредственно. Л.Н. Толстой, сыгравший большую роль в творческом сознании А.П. Чехова, отзывался о нем так: «Чехов – это Пушкин в прозе». В этом в большой степени раскрывается значимость поэтических уроков Пушкина для творчества Чехова. Ясность, гармоничная целостность, музыкальность произведений поэта и абсолютное чувство ритма было по-своему понято и использовано Чеховым – прозаиком. Поэтому в творчестве А.П. Чехова явно прослеживаются пушкинские мотивы и традиции.
А. С. Пушкин в своем знаменитом романе «Евгений Онегин» создал «оригинальный усадебный» сюжет», который организован оппозицией сельской усадьбы и Петербурга. Усадьба в романе Пушкина изображена в единстве с картинами крестьянского труда и русской природы. Как известно, в данной фабуле доминантной сюжетной ситуацией является отвергнутая любовь. Этот мотив ярко реализуется и в творчестве А.П. Чехова, как в прозе, так и драматургии.
Мотив отвергнутой любви в рассказе «Ионыч»
Рассказ «Ионыч» показывает тонкость психологического анализа Чехова при завуалированности авторской оценки. Главной темой этого рассказа является духовная деградация личности. Писателю важно не просто воссоздать процесс превращения молодого, перспективного доктора Старцева в душевно опустошенного, опустившегося Ионыча. Чехов стремится вскрыть причины этого процесса. Писатель пытается выяснить, понять, что именно стало причиной такого духовного оскудения Старцева. История доктора Старцева происходит на фоне картин жизни губернского города С.
А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» поднимает ряд актуальных тем:
- Тема пошлости;
- Жизнь города;
- Тема любви.
В «Ионыче» одной из основных тем является тема пошлости. Доктор Старцев, привыкая к городской жизни, только молча пил, ел, играл и пересчитывал дома деньги. Он далек от своих прежних идеалов, а жизненные цели опустились до стремления нажить капитал.
Описание нравов и быта семьи Туркиных в произведении связано с поднятием автором темы душевной нищеты людей.
Писатель на примере семьи Туркиных передает царящую в городе атмосферу пошлости и праздности. И как и принято, читатель застает героев именно в состоянии удручающей действительности, длящейся бесконечно и такой привычной, что уже никто даже не пытается найти выход из этой рутины. Чехов использует прием повторяющихся описаний и деталей. Например, в начале, в середине, в конце произведения он изображает одни и те же сцены у Туркиных. Семейство в рассказе изображено как что-то неизменное, неподвижное (исключение здесь составляет только Котик). В отличие от Туркины, Дмитрий Старцев изображен в эволюции, а точнее, в процессе деградации. В этом отношении характерными являются повторяющиеся характеристики Старцева на протяжении всего повествования. В начале рассказа доктор идет в город пешком, в то время у него еще не было своих лошадей. Некоторое время спустя у Старцева появляется пара лошадей и кучер Пантелеймон, одетый в бархатный жилет. Доктор думает о том, что «не надо бы полнеть». А еще четыре года спустя доктор ездит к больным уже на тройке с бубенчиками. Он раздобрел, пополнел, страдает одышкой и потому очень неохотно ходит пешком. Частная практика постепенно становится основным занятием Дмитрия Старцева, а стремление разбогатеть – смыслом его жизни. А первопричина такой моральной деградации – неудача в любви, отвержение. В связи с мотивом отвергнутой любви можно подчеркнуть детали онегинской фабулы: молодые люди встречаются в саду, на скамье. Внимание и любовь молодого доктора совершенно не интересуют Екатерину, так как ее главная мечта – сцена. Она прямо указывает Старцеву на свое нежелание сковывать себя семейными узами. Она считает, что человек должен стремиться к высшей цели. Котик убеждена, что семейная жизнь не для нее. Писатель здесь вводит еще один мотивы – мотивы ухода. Екатерина Туркина решает разорвать связь с окружающей ее обывательской средой, однако ее попытка оставить навсегда этот уклад, эту жизнь, оказалась неудачной. И Котик, склонив голову перед с требованиями своего круга и перед своей семьей, снова возвращается к безобразной, горькой жизни губернского города С.
Сюжет рассказа Чехова «Ионыч» - это история несостоявшейся женитьбы Старцева. Как и в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, сюжет чеховского рассказа строится вокруг двух признаний в любви. В начале рассказа Дмитрий Ионыч признается в любви Екатерине, делает ей предложение, но получает решительный отказ. Несколько лет спустя Екатерина, которая поняла, что в ее жизни не было встречи лучше, признается Старцеву в любви. Однако теперь уже он ее выслушивает с равнодушием.
Фактически рассказ «Ионыч» - это история жизни героя, прожитой бессмысленно. «Ионыч» - это рассказ о том, как хороший человек с добрыми задатками становится равнодушным обывателем, для которого значение имеет лишь капитал.