Гуманизм – это утверждение и защита человеческой личности как главной ценности.
Отношение писателей к Гражданской войне
Вопросами гуманизма, уважения к человеку, к личности, люди интересовались давно, так как они непосредственно касались каждого живущего на земле. Наиболее остро поднимались эти вопросы в периоды экстремальных событий, и в первую очередь во время гражданской войны. Грандиозное столкновение двух идеологией привело человеческую жизнь к грани гибели, не говоря уже о душе, которая в этот период вообще была в шаге от разрушения. Проблема выявления приоритетов в литературе того времени, проблема выбора между интересами большой группы и жизнью нескольких человек разными авторами решается неоднозначно.
Среди наиболее ярких произведений о гражданской войне особо выделяются:
- «Конармия» И. Бабеля;
- «Сорок первый» Б. Лавренева;
- «Разгром» А. Фадеева;
- «Гадюка» А. Толстого и т. д.
Цикл рассказов «Конармия» И. Бабеля является одним из самых реалистичных произведений, посвященных теме гражданской войны.
В одном из рассказов – «Гедали» - автор высказывает крамольную мысль об Интернационале: “его кушают с порохом и приправляют лучшей кровью”.
«Гедали» - это своеобразный диалог о революции. В процессе повествования автор делает вывод, что революция «стреляет» именно в силу своей революционности. Хорошие люди здесь смешались со злыми, делая революцию и противодействуя ей.
С идеей Бабеля перекликается и «Разгром» А. Фадеева. В повести большое место отведено описанию событий, увиденных глазами Мечика. Мечик – интеллигент, который волей судьбы оказался в партизанском отряде. Ни ему, ни герою Бабеля Лютову, солдаты не могут простить наличия очков и своих убеждений, фотографий любимой девушки и рукописей среди прочих вещей в сундучке. Доверие солдат Лютов заслужил тем, что отнял гуся у беззащитной старушки, однако скоро его потерял, когда рука не поднялась добить умирающего товарища. Мечик же, герой «Разгрома», вообще никогда не пользовался доверием солдат.
В описании этих персонажей много различий. И. Бабель сопереживает своему герою хотя бы потому, что Лютов – автобиографический герой. Фадеев же наоборот, всеми способами старается очернить интеллигенцию в лице своего героя. Даже самые благородные побуждения Мечика он описывает жалкими словами и слезливо. В конце произведения он ставит своего героя в такое положение, что его сумбурные действия выглядят как откровенное предательство. И все это потому, что Мечик – гуманист, у которого моральные принципы партизан (точнее, их отсутствие) вызывают сомнения. Сомневается Мечик и в правильности революционных идеалов.
Гуманистические вопросы в произведениях о гражданской войне
В литературе о гражданской войне поднимается один из наиболее серьезных гуманистических вопросов – что должен сделать отряд, попавший в сложную ситуацию, с тяжелоранеными товарищами – взять их с собой и нести подвергая риску весь отряд, бросить, оставив умирать мучительной смертью, или приканчивать?
В повести «Сорок первый» Б. Лавренева этот вопрос, многократно поднимавшийся в мировой литературе, порой выливаясь в спор о безболезненном умерщвлении безнадежно больных, окончательно и бесповоротно решается в пользу убийства. Из отряда Евсюкова в живых остается меньше половины – остальные же отстали в пустыне, и комиссар их собственноручно пристрелил. Гуманно ли это по отношению к этим людям? Точного ответа на этот вопрос нет, ведь в жизни полно случайностей, и вполне возможно, что погибли бы все или же все уцелели.
Этот вопрос Фадеев решает так же, но нравственные мучения его героев гораздо тяжелее. Мечик, узнав о судьбе Фролова, который ему был почти другом, о жестоком решении, принятом им, старается ему помешать. Гуманистические убеждения Мечика не позволяет ему принять убийство, но в описании Фадеев эта попытка выглядит скорее как позорное проявление малодушия.
Практически в такой же ситуации оказывается и Лютов. Герой Бабеля не может пристрелить умирающего товарища, хоть тот сам умоляет его об этом. А вот товарищ Лютова эту просьбу раненого выполняет без колебаний и даже хочет пристрелить самого Лютова за предательство. Другой красноармеец жалеет Лютова и угощает яблоком. В такой ситуации Лютов будет скорее понят, чем люди, которые одинаково легко стреляют сначала во врагов, затем в друзей. Но в скором времени Лютов сживается с такими людьми. В одном из рассказов цикла он собирался сжечь дом, в котором ночевал, и это все только ради того, чтоб хозяйка дома принесла ему поесть.
Возникает еще один вопрос – а имеют ли право на грабеж бойцы революции?
Конечно, грабеж в этом случае можно назвать заимствованием на благо пролетариата или реквизицией, однако от этого суть дела не изменится. Например, отряд Евсюкова забирает верблюдов у киргизов, хоть и понимая, что киргизы после этого обречены. А партизаны Левинсона отбирают у корейца свинью, несмотря на то, что это его единственная надежда прожит зиму. Конармейцы Бабеля везут с собой телеги с реквизированными вещами. Такие действия вызывают всеобщее противоречие. С одной стороны, революция, совершаемая красноармейцами, делается на благо простого народа. Но с другой стороны, они грабят, насилуют и убивают свой же народ. И нужна ли в таком случае народу такая революция?
Еще одна проблема, возникающая между людьми – проблема любви.
Имеет ли место любовь на войне? В произведении «Сорок первый» Б. Лавренева героиня - бывшая рыбачка, а в настоящем - большевичка и красноармейка, влюбляется в пленного и затем, оказавшись в сложной ситуации, сама же его убивает. В рассказе А. Толстого «Гадюка» благородная девушка дважды становится жертвой революции, и будучи в госпитале, влюбляется в красноармейца. Эта война настолько искалечила ее душу, что для нее не составляет труда убить человека.
Гражданская война поставила всех в такие условия, что о любви и речи не может быть. Здесь место только для зверских, грубых чувств. А если кто-то и осмелиться на искреннюю любовь, все для него закончится трагично.