Что такое литературный прием и каким он бывает
Под понятием литературный прием понимают совокупность выразительных средств, которые автор использует для создания композиции произведения.
Правильно подобранные литературные приемы помогают сделать речь более выразительной. Используя различные литературные приемы автор таким образом самовыражается в тексте своего произведения.
Литературные приемы характерны как для письменной, так и для устной речи, они придают речи эмоциональность, выразительность, образность.
Литературные приемы бывают следующие:
- метафора
- метонимия
- эпитет
- синекдоха
- олицетворение
- сравнение
- гипербола
- сарказм
- ирония
- гротеск
- каламбур
- антитеза
- оксиморон
Характеристика основных литературных приемов
Метафора.
Под метафорой понимают слово или выражение, которое употреблено в переносном значении, происходит перенос свойств водного предмета на другой. Метафора используется наиболее часто и дает возможность сделать текст ярким, эмоциональным, образным. Впервые термин был введен Аристотелем.
Метафоры подразделяют на диафору и эпифору. Диафора – это контрастная резкая метафора. Эпифора - это стертая метафора. В основе метафор обычно лежит сходство таких признаков как цвет, форма, назначение и т.д.
Примером метафоры могут послужить следующие выражения: «Небесный сыр» (луна), «огородное солнышко» (подсолнух).
Метонимия.
Метонимия - это словосочетание, которое употребляется в переносном значении. Метонимия обладает схожими с метафорой признаками, но отличается от метафоры тем, что в метонимии перенос одного названия предмета на другой основан на логической связи двух слов. Эта связь может основываться на разных концептах, например:
- связь предмета и материала
- связь предмета и специфического признака
- связь характера и эмоций с их внешним проявлением
- связь содержимого с содержащим
- связь человека и его орудия действия
Метонимия подразделяется на несколько видов: общеязыковую, общепоэтическую, общегазетную, индивидуально-авторскую, индивидуально-творческую.
Примерами метонимии могут служить выражения: «Рука бойцов колоть устала», «Все флаги будут в гости к нам».
Эпитет.
Под эпитетом понимают литературный прием, который дарит слову, (чаще всего прилагательному, но бывают и наречиями, и существительным) определенную окраску и выразительность. Эпитетами пестрят поэтические, художественные, лирические тексты. Этот прием придает тексту глубину, образность, помогает передать замысел автора.
Цели эпитета достаточно разнообразны. Они направлены на подчеркивание характерных особенностей предмета, на пояснение и уточнение признаков предмета, могут выражать комичность ситуации, с помощью эпитета писатель выражает свое отношение к предмету, эпитет может сделать описываемый предмет одушевленным.
Эпитет, а свою очередь так же, как и метонимия подразделяется на виды:
- общеязыковой
- народно-поэтичный
- индивидуально- авторский
- постоянный
Примерами эпитета могут послужить выражения: «уставшее сердце», «утраченные чувства».
Синекдоха.
Синекдоха представляет собой подвид метонимии, суть этого приема заключается в том, что название общего переносится на частное или иногда с частного на общее. Для синекдохи характерен предмет с одним преобладающим признаком, то есть это признак является названием целого. Примером этого литературного приема являются выражения: «Что волнует современного читателя?», «Швед, русский колет, рубит, режет».
Олицетворение.
Когда писатель использует выражение, содержащее понятие с помощью изображения его в виде живого существа, имеющего свойства этого понятия, это значит, что писатель прибегает к такому литературному приему как олицетворение. Часто писатели наделяют человеческими характеристиками и способностями элементы и явления природы.
Олицетворения особенно широко распространены в сказках, легендах, художественной литературе.
Примеры олицетворения – «О чем ты воешь, ветер ночной», «Нева вздувалась и ревела».
Сравнение.
При использовании этого литературного приема происходит уподобление одного предмета или явления другому предмету или явления на основе общего признака. Писатели использует сравнение для того что бы идентифицировать в объекте сравнения новые свойства предметов.
Существует несколько видов сравнения, к ним относятся:
- сравнение в виде оборота (будто, словно, точно)
- бессоюзные сравнения
- сравнение с существительным в творительном падеже
- отрицающие сравнения
Примеры сравнений – «волком выть», «попытка не пытка».
Гипербола.
Гипербола - это литературный прием, который подразумевает намеренное преувеличение, используется этот прием для усиления выразительности. Гипербола входит во взаимодействие с другими литературными приёмами, например, существует гиберболистичное сравнение, гиберболистическая метафора.
Гипербола может выражается как в количественном, так и в образном преувеличение. Гипербола встречается в различных жанрах: в прозе, стихах, песнях, крылатых выражениях. Примерами гиперболы могут быть – «Я говорил это тысячу раз», «волны вставали горами».
Сарказм.
Под сарказмом понимают насмешку, сатирическое изображение, высшие проявление иронии. Цель использования сарказма – борьба с негативными явлениями действительности с помощью их осмеивания. Отличие сарказма от юмора состоит в том, что он явно демонстрирует негодование и ненависть. В сарказме всегда имеет место афористичность. Сарказм используется в политических и социальных контекстах, в публицистике, в полемике, ораторском искусстве, в художественные произведения.
Примерами сарказма являются - «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны», «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения».
Ирония.
Ирония – это скрытая, тонка насмешка, истинный смысл скрыт или противоречит явному. Как и многие литературные приемы ирония берет свое начало со времен древней Греции. Ирония может воплощается в разнообразные формы:
- прямую иронию
- антииронию
- самоиронию,
- ироническое мировоззрение
- постирония
Примеры иронии – «люблю как собака палку», «— Ты всё пела? Это — дело,» (Крылов «Стрекоза и муравей»).
Гротеск.
Гротеск — это литературный прием, который основан на преувеличении, это преувеличение является фантастическим, так как то, что изображается не укладывается в рамки правдоподобия. Главной специфической чертой гротеска является фантастическое преобразование существующей реальности. Этот прием нашел широкое применение в сказках и легендах. Гротеск связан с механизмами человеческой психики. В лигатурных произведениях гротеск часто используется при описании снов главных героев.
Примерами использование гротеска в литературные произведения можно назвать повесть «Нос» Н. В. Гоголя, описание снов Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин», А. С. Пушкина.
Каламбур.
Каламбур подразумевай игру слов, в которой для юмористического эффекта писатель использует различные значения слова или сходные по звучанию элементы. Примеры каламбура - «Из окна дуло. Штирлиц выстрелил. Дуло исчезло», «И в нелетную погоду можно вылететь со службы».
Антитеза.
Под антитезой понимают риторическое противопоставление, обычно противопоставляются понятия, образы, явления, состояния, которые связаны между собой.
Примером антитезы может служить выражение: «Кто был никем, тот станет всем!»
Оксюморон - это остроумное сравнение понятий, которые друг другу противоречат, сочетание слов с разными, противоположными значениями. Например, живой труп.