Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Повесть «Кладовая солнца» Михаила Пришвина

Определение 1

Психологический параллелизм – это стилистический прием, заключающийся в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений.

История создания, жанр, направление произведения

Повесть-сказка М. Пришвина «Кладовая солнца» была написана в начале июня 1945 года. Эта повесть победила в конкурсе на лучшую книгу для детей, который был объявлен Министерством просвещения РСФСР. «Кладовая солнца» была напечатана в журнале «Октябрь».

С 1941 по 1945 гг. писатель был в эвакуации в Ярославской области, в деревне Усолье. Там он протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Пришвин в Усолье наблюдал жизнь детей-сирот, одиннадцатилетнего Бори и десятилетней Сони, которые успешно справлялись с хозяйством. Именно они стали прототипами Митраши и Насти.

М. Пришвин, собираясь описать историю, как дети в лесу поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами, не имел определенного замысла. Сюжет сложился в процессе написания повести.

Писатель долго размышлял над тем, как назвать свое произведение: «Друзья», «Золотая Курочка и Мужичок в мешочке», «Блудово болото», «Тропа испытаний», «Друг человека», «Правда Антипыча».

Замечание 1

Метафора «Кладовая солнца» была придумана не Пришвиным. Это выражение автор нашел в исследовании о болотах, где они были названы так, потому что хранили заключенное в растениях солнечное тепло.

Жанровое определение своему произведению Пришвин дал сам, назвав «Кладовую солнца» сказкой-былью. Это не соединение в одном жанровом определении двух антонимов. Писатель, будучи реалистом, считал, что его произведения больше сказок, потому что они в сказку превращают действительность.

Вечные ценности, воспеваемые в сказках, побеждают и в современной сказке-были, а себя М. Пришвин называл современным сказителем.

«Повесть «Кладовая солнца» Михаила Пришвина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тема, основная мысль, сюжет и композиция

«Кладовая солнца» - это повесть о связи природы и человека, о истинной человечности, делающей человека царем природы, другом всему живому, покровительствующим всему живому. Главная мысль повести – прославление коллективизма и дружбы. Идея повести связана с победой в войне, которая в 1942 году, в момент действия повести, была лишь надеждой. Писатель вводит образ друга и врага – собак и волка. Собаку писатель называет «вернейшим другом человека», а волка – его злейшим врагом, «самой злобой своей обреченной на гибель». Это образ фашистов, хотя в повести ни о них, ни о военных действиях автор не упоминает.

На первый взгляд, название повести не связано ни с основной мыслью, ни с темой, а просто обозначает место действия. Это не так. Солнце – друг и божество живого, а его кладовая – умершие травы, лежащие близко друг к другу, символ братства и товарищества.

Произведение состоит из 12 частей. В первой части рассказывается о трудовой жизни детей, оставшихся сиротами. Во второй части писатель рассказывает о том, как весной дети собирались за полезной клюквой. Настя, подражая маме, берет полотенце для тяжелой корзины, картошку, молоко и хлеб. Митраша берет манки, чтобы приманивать птицу, компас и двустволку. Он мечтает найти кроваво-красную палестинку, нетронутую полянку, на которой полно клюквы. Когда-то ему отец рассказывал, что эта полянка находится возле коварного болота Слепая елань. Это завязка действия.

Дети приходят в борину Звонкую и выбирают путь на север. В четвертой части нарастает напряжение. У Лежачего камня, где дети остановились на отдых, сразу происходит сразу несколько конфликтов между токующими тетеревами, деревьями, тетеревом и вороном. Они словно провоцируют ссору детей, которые по пути спорят и расходятся. Все запасы еды остаются у Насти.

Пятая и шестая части – ретроспективны. Здесь речь идет о собаке Травке.

Первоначальный сюжет возобновляется в седьмой главе. По следу зайца Травка дошла до Лежачего камня и пошла по следу детей. Так однажды Травка нашла в лесу Антипыча.

Восьмая часть – кульминационная. По едва заметной тропе Митраша дошел до Слепой елани. Он решил сократить путь и увяз в болоте по грудь. Услышав крик Насти, он позвал ее. Но девочка не услышала брата. Сороки и вороны предвкушали скорую гибель «маленького человечка».

В девятой части сюжетные линии Насти и Митраши сходятся. В Насте проснулась жадность к клюкве, она набрала корзину, забыв обо всем. Забывшаяся, потерявшая человеческий облик, Настя очнулась, столкнувшись со змеей.

Кульминационная точка произведения – в одиннадцатой главе. Травка, погнавшаяся за зайцем, оказывается рядом с Митрашей. Собака подползает к мальчику, невольно помогая ему выбраться из болота.

Двенадцатая глава – счастливая развязка. Брат и сестра встречаются. Дети возвращаются домой с добычей. Митраша, убивший волка, превращается в героя. Настя отдала всю клюкву сиротам из Ленинграда.

В конце повести рассказчик открывает свою личность – он оказывается разведчиком болотных богатств.

Характеристика героев

Герои произведения:

  • Настя,
  • Митраша,
  • Собака Травка,
  • Антипыч.

Настя и Митраша – сироты, о которых заботится все село. Насте 12 лет, Митраше – 10. Детям от родителей досталось большое хозяйство, и они с ним отлично справлялись. Рассказчик характеризует Настю и Митрашу как умных, дружных детей, готовых помогать на общественных работах. Он, как и остальные жители села, с теплой относится к детям, называет их нашими любимцами.

Собака Травка – полноценный герой произведения. Собака наделена человеческой душой. Смерть хозяина стала для Травки ужасным горем.

По словам Антипыча, Травка все понимает лучше людей. Смысл жизни собаки был в том, чтобы работать на хозяина, для которого она ловила зайцев. После смерти Антпыча она часто забывалась и приносила к его разрушенной сторожке зайцев.

Все человечество для Травки было Антипычем, только с разными лицами. Она своим воем призывала Антипыча, это была мольба собаки о человеке. И в конце повести она обретает хозяина - молодого Антипыча в лице Митрашки.

Антипыч похож на волшебного мудреца. Возраст героя никому не известен. Рассказчику казалось, что Антипыч бессмертен. Он – хранитель правды. И эту правду рассказчик пытается у него выведать. Антипыч обещает, что перед смертью шепнет эту тайну Травке на ушко.

Замечание 2

Повесть «Кладовая солнца» написана от первого лица множественного числа. Эта форма повествования связана с идеей превосходства коллективного над частным.

Художественное своеобразие произведения

М. Пришвина называют певцом русской природы. В его произведениях описательная часть часто преобладает над повествовательной, а сюжет оказывается на втором плане. В «Кладовой солнца» описания природы и объяснения природных явлений имеют особое значение.

Природа в повести очеловечена, стремится к нему, обращена к нему. Природа при этом божественная, поклоняется солнцу. Писатель сравнивает природу с храмом, а сосны, совещенные лучами солнца – с зажженными свечами.

Для создания напряжения писатель использует прием психологического параллелизма. В природном образе двух соперничающих деревьев скрыты отношения между людьми, между людьми и животными. Так, волк воет от ненависти к человеку, а собака – от тоски по нему. В образе воюющих деревьев скрыта ссора брата и сестры, а также конфликты между людьми, длящаяся война.

Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot