Двенадцать красноармейцев - это центральный образ поэмы А. Блока.
Характеристика образов-символов поэмв Блока «Двенадцать»
В поэме А. Блока образ времени нарисован символами: двенадцать апостолов нового времени с Иисусом во главе идут вперед, к светлому будущему, которое щедро омывается кровью. Теперь терновый венец Христа состоит из белых роз, это означает веру поэта в новую миссию Иисуса Христа.
Белый символизирует чистоту и надежду.
Образы-символы поэмы:
- Двенадцать – отряд красноармейцев
- Иисус Христос
- Петруха
- Катька
- Ванька
- Буржуй
- Старуха.
Двенадцать красноармейцев – это центральный образ произведения. Вместе с ними читатель проходит по революционному Петрограду, наблюдает за ужасающими сценами. Двенадцать – это собирательный образ красноармейцев – простых работяг, совсем недавно вернувшихся в с фронта. Читателю мало известно об их прошлом, он знает только лишь то, что их родители, так же, как и они, с утра до ночи работали, знаем, что они переживают острую нужду и бедность. Двенадцать – это символ стихии революции, разгневанного народа, который жаждет перемен. Их имен и лиц не видно, потому что двенадцать – это не конкретные люди, а толпа. Зато ясно видна их месть и злоба, бесстрашие отчаявшихся, обреченных людей. Они идут «без креста», это означает, что они отрицают все ценности прошлой эпохи.
Появляющийся в эпилоге образ Христа имеет такое же важное значение, как и образ двенадцати красноармейцев. Он ведет за собой отряд красноармейцев, что является символом надежды на возрождении России. Образ Христа является самым провокационным образом поэмы, так как верить в Бога революционерам ненадлежит. Поэтому он является неузнанным и за собой ведет тех, кто его не видит.
Ряд исследователей считает, что отряд ведет не Христос, а антихрист, и перед читателем разворачивается апокалипсис, а не второе пришествие.
Петруха – один из двенадцати. Он потерял Катьку, свою любимую девушку – он убил ее за измену. В этом образе поэт воплотил дух эпохи. Петруха –робкий, нежный юноша, не привыкший к жестокости, вынужден взять в свои руки ружье. Он единственный, кто еще не забыл о боге и о любви, о старых порядках и временах. Однако массовое сознание его захватывает, и в какой-то момент он перестает быть Петькой, теряет свою индивидуальность. Теперь он лишь часть двенадцати.
Ванька – бывший друг красноармейцев. Он символизирует предателя: бросил своих друзей, перешел ради наживы на сторону белых, убежал, когда стреляли в Катьку, его девушку, и оставил ее умирать одну. Ванька трусливо сбежал и избежал наказания. Таким были многие представитель старого мира – люди с состоянием охотно сбегали за границу.
Катька – бывшая девушка Петрухи. Пока тот воевал на фронте, она охотно проводила время с богатыми господами. Образ Катьки – это воплощение образа блудницы.
Бабка – символ мелочности представителей старого мира.
Буржуй – также является символом старого мира. Некогда хозяин жизни, сейчас он оказался на улице рядом с шелудивым псом.
Разбойники или апостолы
Система персонажей произведения очень необычна. Здесь отсутствует лирический герой, который растворяется в изображенном в поэме мире, в чужом слове. Нет в поэме и подробных биографий, характеристик, фабульных историй большинства персонажей. Герои Блока, как и изображенный им мир, больше похожи на маски народного театра или героев кинофильма, которые появляются в эпизоде всего на несколько минут и поэтому представлены эффектно, броско, с одной заметной чертой. Например, бедная старушка, которая не разбирается в политике. Она возмущается, ругает большевиков, однако не понимает и их противников. Она переживает только о том, сколько бы портянок вышло из бесполезного плаката. Или «вития», писатель, который толкует о том же, о чем и бабушка. Барыня в каракуле, поп, сотрудницы публичного дома, буржуй на перекрестке, бродяга – в первой главе представлена практически вся социальная вертикаль России, взбудораженной революцией.
Главный герой произведения – Двенадцать – появляется только во второй главе. «Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек». Имена десяти из них даже неизвестны читателю. В сцене погони упоминаются только Петруха и Андрюха. В следующее главе поэт раскрывает драму Петрухи. Остальные же из двенадцати так и остаются коллективным героем, нерасчлененной массой, оценки и реплики можно приписывать любому из них. В бытовой фабуле – это отряд красноармейцев, которые несут дежурство на улицах ночного Петрограда. Поэт с разных сторон отображает это грозное шествие. На воображаемых экранах появляются огромные тени – проекции этих персонажей в других мирах. На одной из страниц черновика Блок вспоминает строчку из некрасовских стихов: «Жило двенадцать разбойников». В своей зачетной студенческой работе под названием «Поэзия заговоров и заклинаний» А. Блок вспоминает еще одну дюжину - «астральных демонов, число которых колебалось между семью и двенадцатью».
В другой символической перспективе число красноармейцев из отряда совпадает с числом апостолов, первых учеников Христа, последовавших за ним. Двенадцать идут «без креста», «без имени святого», они намерены «пальнуть пулей в святую Русь». Но раздувая мировой пожар, они по привычке просят у бога благословения:
Мировой пожар в крови
– Господи, благослови!
В финале произведения возникает фигура, которая является подтверждением не разбойничьих ассоциаций, а апостольских – фигура Христа. Однако финалу произведения предшествует трагическая любовная история, в которой героями оказываются трое.
Таким образом, поэма «Двенадцать» А. Блока поднимает проблему революции. Читатель задается вопросом, кем же являются персонажи поэмы – разбойниками, которые разрушили все и ведут страну к гибели, или же апостолами, которые через очистительный пожар революции ведут страну к светлой, счастливой жизни, где нет места социальному неравноправию, злу, лжи, порокам. Здесь же возникает и тема любви – трагичной, несчастливой. Петька, убивший свою любимую, переживает из-за этого, он еще не успел очерстветь, ему все еще не чужды вера в Бога и любовь. Однако в эпоху грандиозных перемен личные переживания оказываются совершенно неуместными.