Лиро-эпический жанр - это жанр литературно-художественного произведения, который сочетает в себе признаки лирики и эпоса.
История создания поэмы «Реквием»
Для А. Ахматовой 1930-е годы оказались периодом самых тяжких испытаний. Поэтесса оказалась свидетелем не только Второй мировой войны, развязанной фашизмом и вскоре пришедшей на землю ее Родины, но и не менее страшной войны власти с собственным народом. Репрессии 1930-х годов обрушились практически на всех друзей и единомышленников А. Ахматовой, разрушили ее семейный очаг. Сама поэтесса все эти годы жила в ожидании ареста. По словам Ахматовой, она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях, чтобы узнать о судьбе сны и сдать ему передачу.
В глазах властей Ахматова была крайне неблагонадежным человеком – жена, хоть и разведенная, Н. Гумилева, контрреволюционера, расстрелянного в 1921 году, мать арестованного заговорщика Л. Гумилева, жена заключенного Н. Пунина.
Ахматова понимала, что ее жизнь висит на волоске, и как миллионы других людей, оглушенных террором, с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь.
В таких условиях Ахматова не записывала свои стихи на бумаге, так как они могли стать уликой при обысках и допросах. Но лишенная возможности писать и печататься, А. Ахматова, как ни парадоксально, именно в те годы пережила величайший творческий взлет. Поэтесса в своей скорби, мужестве и творческом горении не была одинока. Та же судьба выпала на долю и ближайших друзей Ахматовой – Булгакова, Пильняка, Мандельштама.
Первые наброски поэмы «Реквием» появились в 1934-1935 гг., но Ахматова на некоторое время забросила работу над нею. В 1935 году был впервые арестован ее сын, Лев Гумилев. Ахматова написала письмо И. Сталину и Льва, обвиняемого в создании террористической организации, выпустили на свободу. В 1938 году сына Ахматовой арестовали снова и на этот раз приговорили к десяти годам лишения свободы и ссылке в Сибирь. В этом же году Ахматова начала воплощать замысел своей поэмы, но немного изменила его, так как изменились ее взгляды на эпоху. Строки «Реквиема» были рождены в очередях под тюрьмой.
Работа над произведением продолжалась больше двадцати лет. Ахматова под каждой частью поэмы обозначила дату ее написания.
До 1962 года рукописного варианта поэмы не было. Хранить стихи дома в тот период было крайне опасно. Поэтесса писала части произведения на клочках бумаги, затем заучивала строки и сжигала черновики. Произведение тогда слышали лишь несколько самых близких друзей поэтессы.
Лишь когда улеглась волна репрессий, Ахматова решилась перенести поэму на бумагу и опубликовать. В 1960-е годы поэма активно распространялась в самиздате. Первый печатный вариант произведения появился в мае 1962 года. Перед этим Ахматова прочитала поэму Лидии Чуковской. Для Ахматовой это стало настоящим событием.
«Реквием» впервые был опубликован в 1963 году в Мюнхене в «Товариществе Зарубежных писателей». Издание поэмы было осуществлено без ведома и согласия автора, об этом было заявлено в брошюре, в которой разместили произведение.
Полный вариант поэмы «Реквием» был опубликован в 1987 году в журналах «Нева» и «Октябрь».
Особенности композиции поэмы обусловлены историей ее создания. Поэма была спаяна из нескольких отдельных частей, созданных в разное время. Каждый элемент поэмы – это отдельное лирическое произведение, имеющее свой идейно-тематический комплекс. И каждая часть поэмы имеет свой стихотворный размер.
Тематика, проблематика поэмы
Тематика поэмы Ахматовой многогранна и особенна. Автор поднимает в этом произведение такие темы:
- Тема материнской любви;
- Тема Родины;
- Тема сострадания;
- Тема памяти;
- Тема народного страдания;
- Тема времени.
Судьба лирической героини произведения – пример настоящей материнской любви, бескорыстной женственности, искренней заботы. Мать не способна оставить в беде своего ребенка. Она находит в себе силы справиться с любыми испытаниями, пока есть еще шанс защитить тех, кого любит. Одной из главных тем поэмы является тема любви.
Одними из основных мотивов поэмы «Реквием» становятся любовь и сострадание к Родине. Несмотря на всю жестокость власти, произвол политической системы, лирическая героиня не винит Россию за все, что случилось, не клевещет на нее. Напротив, она сочувствует Родине, считая ее такой же несправедливо осужденной, как и сына.
Героиня поэмы не просто переживает испытания, выпадающие на ее долю. Несмотря на тяжесть своего положения и душевные муки она находит в себе силы сострадать другим. Она не может отделить память о горе личном от памяти о скорби и несчастии тысяч других людей. Ахматова посвящает свой памятник каждому, кто оказался в тюремных очередях, в заключении или в ссылке.
Основной темой поэмы «Реквием» является тема народного страдания. Автор через скорбь и тоску матери передает плач всей России по сгубленным душам.
Поэтесса через свои страдания точно передает характер той исторической эпохи. Бесконечные тюремные очереди, массовые аресты, передачи, жизнь в ожидании худшего, народное горе – приметы советской реакции.
Среди ключевых проблем, которые автор затрагивает в своей поэме, особенно выделяется проблема исторической памяти жертв репрессий и проблема несправедливости, человеческой беспомощности.
Ахматова стремилась защитить историческую память от последующих искажений и спекуляций. Она уверена, что ее страна заслуживает правды, какой бы страшной и горькой она ни была. Поэтесса отказалась от эмиграции несмотря на то, что предчувствовала гонения на родине. Она верила в будущее своей страны, надеялась на ее процветание. В своей поэме она ведет летопись народных страданий лишь с одной целью – предотвратить их повторение.
Проблема бесправия и несправедливости стала основной проблемой молодого советского государства. Многие пострадали безвинно. Целые сферы деятельности, где не было крестьян и пролетариев, осиротели. Тотальный страх, который захлестнул страну, мешал людям посмотреть в глаза правде, понять всю абсурдность гонений.