Стилизация — это воспроизведение, имитация формальных особенностей образной системы одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.
История создания, жанр, направление, композиция произведения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - это единственное произведение М.Ю. Лермонтова, написанное в фольклорном стиле. Поэма уникальная тем, что такой стилизации в литературе не встречается ни у одного современника поэта. Произведение было написано в 1837 году, опубликовано в 1838 году. Лермонтов, отправленный в ссылку, некоторое время не публиковался. Но эту поэму, удивительную по своей самобытности, опубликовали благодаря заступничеству В.А, Жуковского. Существует несколько версий создания поэмы. По свидетельству А.А. Краевского, «Песня…» была написана М.Ю. Лермонтовым во время его пребывания на Кавказе. Согласно другим свидетельствам, Лермонтов проникся славянофильскими идеями С.А. Раевского и написал произведение на основе народного сюжета.
Поэма переносит читателя в эпоху Ивана Грозного, в 16 век. Поэт выбирает историческое время перехода от средневековой Руси к новому государству. В конфликте произведения отражается столкновение изначального населения Руси в лице защищающего старину купца Калашникова и нового люда, представителем которого является опричник Кирибеевич. Рассудить купца и опричника должен Иван Васильевич, и именно его суд станет решением конфликта. Причина столкновения купца и опричника – любовь Кирибеевича к молодой жене Калашникова.
М.Ю. Лермонтов в «Песне…» изображает историческую жизнь России. Поэт придает произведению фольклорную форму и подражает стилю народной песни. Это обусловлено тем, что Лермонтов хочет представить развязку конфликта в произведении как следствие народного мнения, повествование же вести в манере народного сказания.
Стилизация – это подражание какому-либо стилю, использование в произведении художественных средств, присущих этому стилю.
«Песня…» - это стилизация народной песни. Но в поэме можно обнаружить и черты других фольклорных жанров.
Лермонтов, создавая свое произведение, обнаружил хорошее знание народных обычаев и фольклора. Он ставил задачу проникновения в характер и быт эпохи, в психологию нравов. Поэтому произведение стилистически неоднородно. В поэме две главные стилистические линии:
- Тема Калашникова – бытовая реальность;
- Тема царя и опричников – легендарный план.
Романтическое направление творчества Лермонтова в зрелый период подчеркивает иносказательный характер. И во времена Ивана Грозного, и в современное поэту время тема столкновения власти и личности была актуальна. Но многие критики оценивали поэму как реалистическую, так как здесь поэт дает правдивые картины купеческого быта, царской трапезы, кулачного боя. Кроме того, здесь есть строгая мотивировка поведения главных героев.
Композиция произведения является классической для жанра исторической народной поэмы: три части, запев, прославление героя в финале.
Перед каждой частью композиции присутствуют вставки фольклорного характера, которые придают поэме исторический оттенок и народный колорит.
Тема, основная идея поэмы
В поэме повествуется о том, как опричник Ивана Грозного домогался замужней женщины, думая, что останется безнаказанным. За ее честь вступился ее супруг, купец Степан Калашников. Он на кулачных боях вступает в схватку с Кирибеевичем, опричником царя, и побеждает его. Кирибеевич погибает. Иван Грозный не может оставить это происшествие без наказания. Не разобравшись в истинной причине, по которой купец решился на такой поступок, царь отправляет Калашникова на казнь.
Главная тема произведения – нравы и жизнь народа в эпоху правления Ивана Грозного, несправедливость самодержавной власти. Главная мысль поэмы – прославление подвига купца, защищающего справедливость и честь своей семьи ценой жизни.
В поэме М.Ю. Лермонтов поднимает следующие проблемы:
- Своеволие приближенных к царю людей;
- Неуважение к человеческим и христианским законам.
Борьба со злом не всегда заканчивается победой добра, как в народных сказках. Но народ помнит о подвиге героя и благодарен ему.
В этом произведении сказалось не только общее неприятие автором нравственной атмосферы современного ему общества, сдавленного реакцией. Вероятно, поэт использовал народнопоэтическую точку зрения для того, чтобы напомнить современникам, что в России даже в трагические коллизии могут разрешаться в нравственном отношении достойнее, чем драма, которая разыгралась в петербургском свете и закончилась смертью А.С. Пушкина.
Образы героев произведения
Характеры персонажей определяются их поведением и позицией. Кирибеевич – потомок монголо-татарских завоевателей, царский слуга, обычный человек, живущий своим трудом. Ему не дорога русская старина. Он легко вторгается в православную семью, пренебрегает христианскими законами. Опричнику чужд русский народ, он служит только царю.
Если Кирибеевич – «раб» царя, то Калашников – подданный царя, человек из русского народа. Поэтому назначение Калашникова заключается в защите всего, что свято для народа, что установилась веками в русской жизни.
Оба героя обречены, но они живут по-разному, и так же по-разному встречают смерть. Кирибеевич в поэме выступает как романтический герой, который действует для себя, для своей срасти. Купец Калашников обладает цельным, эпическим характером. Он силен и целен и тем, что сросся с народной жизнью, законами, накладывающими запреты и ограничения на интересы и желания личности, предписывающими ради восстановления попранных моральных ценностей сознательно и свободно распорядиться своей жизнью.
Образ Кирибеевича – не только воплощение зла. В опричнике чувственная натура, освободившаяся от традиционных моральных ограничений, проявляется в любовной страсти, незнакомой натуре Калашникова, который подчинил свои чувства законам домостроя.
Образ царя в произведении складывается на основе народных преданий и представлений. Государь в поэме величественный, скор на казнь и милость, легко впадает в гнев.
Центральным образом произведения является образ Алены Дмитриевны, жены купца Калашникова. Лермонтов показывает, что будущее России зависит от верности и любви женщины, от способности героя ее защитить.