Детская литература – это художественная литература для детей младшего и среднего возраста и подростков, а также произведения классической литературы в сокращении и обработке.
Начало творческой деятельности Е. Чарушина
Художник и писатель Евгений Иванович Чарушин родился в октябре 1901 года в Вятке в семье архитектора-художника. В 1922-1926 гг. Чарушин учился в Ленинградской Академии художеств на факультете живописи. В 1924 году Чарушин написал несколько рассказов:
- «У Ивана Ивановича»;
- «Первый тетерев»;
- «Облава».
Первые публикации произведений писателя состоялись в журналах «Еж» и «Чиж».
После окончания Академии художеств Чарушин работал в отделениях Детиздата в Ленинграде и в Москве. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, Д. Мамина-Сибиряка, С. Маршака, И. Соколова-Микитова и т.д.
Уже в первых работах Чарушина означилась его характерная манера в изображении зверей: реалистичная и при этом неожиданная. Каждое животное, нарисованное Чарушиным, притягивает к себе своей трогательной доверчивостью, миловидностью, незащищенностью. И эта же манера определяет и литературный почерк Евгения Ивановича.
Первый сборник рассказов Чарушина «Волчишко и другие» был опубликован в 1931 году. рассказы писателя отличаются динамичным сюжетом, живыми интонациями речи, забавными ситуациями. Особенности мастерства писателя определяются близостью Чарушина к русской анималистической традиции. Но при этом он не стремится, как В. Бианки, подчеркивать универсальность природного мира. В то же время индивидуализированность и лиризм образов Чарушина не приводят его к полному слиянию с миром природы, как, например, у Пришвина.
Чарушин – мастер портрета, как живописного, так и литературного. Герои Чарушина – озорные, наивные, неуклюжие зверята. Например, медвежата изображены как ««мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые», а оленята – «не больше кошки ростом». В каждом рассказе Чарушин выражает свое восхищение перед детской непосредственностью животных.
В 1939 году вышла статья Чарушина «Моя работа», в которой он говорит, что любит изображать молодых животных, интересных и трогательных в своей беспомощности.
Галерею образов зверей и птенцов продолжают сборники и отдельные рассказы Чарушина:
- «Семь рассказов»;
- «Никитка и его друзья»;
- «Маленькие рассказы»;
- «Путешественники»;
- «Лосенок»;
- «Глупый мальчик»;
- «Военная собака»;
- «Страшный рассказ» и т.д.
Но в этих рассказах рядом с образами зверей – не менее выразительные портреты людей, детей и взрослых. Выход в мир человеческой психологии значительно расширил тематические рамки произведений писателя.
Во время войны писатель уехал из Ленинграда в Вятку. Он писал картины на партизанскую тему, рисовал плакаты для «Окон ТАСС», расписывал помещение детского сада, фойе дома пионеров, оформлял спектакли в театре драмы, занимался с детьми рисованием.
В 1945 году писатель вернулся в Ленинград. В том же году Чарушин стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.
В 1957 году Чарушин создает сборник рассказов «Про Томку», в котором на первом плане оказывается параллель образов человека и животного – мальчика Никиты и щенка Томки. Герои на своих ошибках, иногда смешных, иногда болезненных, учатся жить в этом большом мире, изучать и понимать его, но главное – они учатся понимать друг друга. К этому периоду, как отмечают исследователи, сложилась сказовая манера повествования Чарушина. Динамичная, краткая фраза, «нагнетание» прилагательных и глаголов, емкий диалог помогают писателю создавать неповторимые произведения.
Особенности творческого метода Е. Чарушина
Интерес к природе, к ее законам приводит писателя к созданию своеобразной художественной энциклопедии для детей дошкольного возраста – «Моя первая зоология». Книга состоит из трех разделов:
- «В лесу»;
- «Животные жарких и холодных стран»;
- «На нашем дворе».
Здесь, как и во всех своих произведениях. Чарушин дает описание крупным планом, лирично. В коротких рассказах о животных содержатся необходимые сведения о них. Рассказы написаны занимательно и ярко, с ориентацией на восприятие детей дошкольного возраста.
Писать небольшие рассказы Чарушин начал в 1930 году. О рассказах начинающего писателя очень тепло отзывался М. Горький. Чарушин признавался, что сочинять он пытался еще в детские годы. в 15 лет он вместе с друзьями выпускал журнал «Сопохуд» (Союз поэтов и художников»). По собственной оценке, для журнала он писал «корявые и тяжкодумные стихи», но этот опыт впоследствии ему пригодился. Чарушин признавался, что эти детские, очень смешные журналы оказали значительное влияние на его творчество.
Первый рассказ «Щур» был написан в 1930 году. Уже здесь проявилось знание Чарушиным звериных характеров и хорошее чувств юмора.
Чарушин всегда с большим уважением относился к своим читателям. И очень радовался тому, что звери, которых он изображал в своих произведениях и рисовал, нравятся не редакторам и критикам, а именно детям. Тексты писателя и его иллюстрации к ним отражают единый внутренний мир их автора. Рассказы и рисунки Чарушина лаконичны, строги и познавательны, они понятны даже самому маленькому ребенку.
Большое значение Чарушин придавал единству слова и текста. Он очень вдумчиво подходил к выбору шрифтов, и считал, что в книге не допускается ничего случайного. Обычно он предпочитал удобные для детского чтения рубленые шрифты. На обложках книг он часто рисовал шрифт вручную, по его мнению, он органичнее сочетается с рисунками.
Писатель признавался, что ему проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои – в таком случае происходит меньше споров между Чарушиным-художником и Чарушиным-писателем. Кроме работы в издательствах, Чарушин сотрудничал с детскими журналами: «Еж», «Чиж», «Мурзилка». Также он делал настенные эстампы для детей, часто работая без гонораров.
Чарушин очень любил природу и умел привить эту любовь своим читателям. Но парадоксально то, что писатель при этом был страстным охотником. Первое ружье он получил в подарок от отца в одиннадцать-двенадцать лет. В доме Чарушина, как и в доме его родителей, постоянно жили какие-то звери, в одной из комнат даже был вольер для птиц.