«Лейтенантская проза» — это произведения, созданные писателями, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров.
Особенности военной прозы 50-60-х гг.
Военная проза конца 50-х – начала 60-х годов сохраняет характерное для лучших произведений 40-50-х гг. стремление донести мысли и чувства простого солдата, но тяготеет к масштабному обобщению человеческой и народной судьбы. Именно это обусловило распространенность формы повествования от третьего лица, которая ориентирована на точку зрения героя. Также появление образа повествователя обусловлено тем, что писатели военного поколения не ощущали тождественности с солдатами военных лет. за годы ими многое было увидено по-другому, и этот опыт нашел отражение в их произведениях. А ориентация на точку зрения героя давала возможность раскрыть его психологию, определить мотивацию поступков, отразить его видение событий.
В творчестве каждого автора общие тенденции индивидуально преломляются. Различаются и образно-метафорическая насыщенность речи героя, и лексико-синтаксические характеристики, и соотношение планов героев и автора и т.д.
Художественное пространство в произведениях Ю. Бондарева определяется местоположением героя, от лица которого ведется повествование, а также физическими возможностями его кругозора (то, что герой видит, мог бы видеть). А художественное пространство произведения формируется из монтажа позиций нескольких героев. Также возможно введение в текст произведения ретроспекций. Вместе эти приемы раздвигают и пространственные, и временные рамки повествования.
Изображение войны в повестях Ю. Бондарева (на примере произведения «Батальоны просят огня»)
В 1957 году в журнале «Молодая гвардия» была опубликована повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня». К этому моменту писатель уже выпустил несколько сборников рассказов и повесть «Юность командиров».
В ранних произведениях Бондарева еще видны следы ученического подражательства. Этот период исследователи называют временем «проб и ошибок», поиска своего творческого пути. Повесть «Батальоны просят огня» стала началом нового этапа в творчестве Бондарева и всей литературы о Великой Отечественной войне.
В 1959 году была опубликована повесть «Последние залпы». В 1960-е годы писатель, продолжая разговор о судьбах своих сверстников, пишет о том, как сложилась жизнь фронтовиков после войны («Тишина», «Двое». Впоследствии произведения были объединены под названием «Тишина»).
В 1956-1965 гг. формируются основные черты стиля Ю. Бондарева.
Писатель в одном из своих интервью говорит о том, как важно автору найти первую фразу повествования. Он называет ее «камертоном» произведения и «ведущим колокольчиком».
Так, повесть «Батальоны просят огня» начинается с фразы «Бомбежка длилась сорок минут». Авианалет – потенциально исходная ситуация для завязки сюжета, для поворота его развития. В первой фразе повести содержится внутренняя интрига. Также она дает представление о драматизме фронтовых будней. Слово «бомбежка» относится к разговорному стилю. Здесь об авианалете говорится как о привычном явлении, вошедшем в повседневную жизнь. А точный отсчет времени продолжительности авиационного налета указывает на присутствие наблюдателя, для которого важна каждая минута, так как она несет новые потери и требует от человека, ожидающего смерти в любой момент, колоссального напряжения сил.
С героем автор знакомит буквально в следующей строке. Первая фраза произведения формально является фрагментом повествовательного монолога. Она раскрывает читателю авторскую позицию, ориентирует его на такие качества, как:
- Максимальная точность;
- Близость к герою;
- Документалистичность изображения.
Описание главного героя, полковника Гуляева, закрепляет впечатление первой фразы.
Такое общее звучание начала произведения свидетельствует о том, что Ю. Бондарев перенимает некрасовский стиль повествования, для которого характерны конкретность, прозрачность деталей и лаконизм. Однако дальнейшее знакомство с произведением вносит корректировку в представления о стиле Бондарева.
Особенности творческого стиля Ю. Бондарева
В поэтике Бондарева натуралистически-достоверное и романтически-возвышенное органично сочетаются, формируется новый стиль, который основывается на соединении традиций героико-романтической и социально-психологической прозы.
Писатель перенимает от социально-психологической прозы такие черты, как:
- Внимание в внутреннему миру героя;
- Внимание к нравственно-психологическим проблемам;
- Внимание к бытовой стороне жизни на фронте.
Чертами героико-романтической традиции являются представления о героическом поступке и героической личности.
Критики находят сходство между героем повести «Последние залпы» капитаном Новиковым и лейтенантом Травкиным из произведения Казакевича.
И. Золотусский отмечает, что Бондарев разработал образ психологически более глубокого героя.
Если в повести В. Некрасова представлена героика повседневности, то в прозе Ю. Бондарева ведущей оказывается «героика подвига». Именно поэтому в сюжетах произведений Бондарева особое место занимают именно батальные эпизоды. В них автор раскрывает характеры героев в пограничной ситуации выбора между жизнью и смертью. У Некрасова тоже поведение человек на поле боя является наивысшим критерием оценки, однако у него описание боев – лишь одна из составляющих фронтовой жизни. У него сохраняется тот же стиль, что и в рассказе об отступлении, обеде в землянке и т.д.
У Некрасова картина боя создается путем перечисления действий героя и деталей внешнего мира. Текст носит описательный, а не эмоционально-оценочный характер.
Изображение боя у Ю. Бондарева – это и образно-метафорическая картина, и конкретная. Писатель обрисовывает отдельные моменты и подробности боя, дает «крупный план». В форме метафорического сравнения он дает «общий план». Так картина конкретного боя у Бондарева приобретает практически эпический масштаб и представляется как битва человека со стихией, как квинтэссенция великой битвы человеческого с античеловеческим, которая происходит ежедневно, но на войне – более драматично. У Бондарева образная тема боя сквозная.