Сущность понятия «заглавный герой»
Заглавным героем в художественном произведении называют героя, именем которого это произведение названо.
При этом следует отличать главного героя от заглавного. Главный герой может быть заглавным, но может им и не являться, а заглавный герой может не быть главным героем. Эта ошибка встречается довольно часто и связана с тем, что пара слов «главный – заглавный» являются паронимами.
Отличие заглавного героя от всех других состоит в том, что он находится в центре событий произведения, в центре повествования, даже если не принимает непосредственного участия. То есть повествование в художественном произведении ведется ради него. Например, в рассказе И. А. Тургенева заглавным героем является собака Муму, при этом очевидно, что она не является главным героем. Родион Раскольников – главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», но заглавным героем при этом он не является. Но все же чаще всего заглавный герой является одним из главных героев произведения, например:
- Евгений Онегин в одноименном романе А. С. Пушкина,
- Дон Кихот в романе Сервантеса,
- Илья Обломов в романе И. Гончарова «Обломов».
Заглавный герой может и не иметь имени, например, в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
В том случае, когда в заглавии произведения отсутствует персонаж, считается, что произведение не имеет заглавного героя.
В произведении может быть и несколько заглавных героев. Например, в пьесе «Ромео и Джульетта» два заглавных героя.
Образ Дракона
Пьеса «Дракон» была закончена в 1943 году. единственная открытая ее постановка прошла в августе 1944 года.
Уже в период репетиций пьесы вышла разгромная статья «Вредная сказка» С. Бородина, после выхода этой статьи спектакль запретили. Снова пьеса увидела свет только в 1962 году. Затем ее ставили в Чехословакии, Польше, США, ГДР. На основе «Дракона» в Лондоне создали радиоспектакль.
При жизни драматурга «Дракон» не получил широкой известности, но несмотря на это, был по достоинству оценен современниками. Например, Н. Чуковский называл произведение «лучшей пьесой», а И. Шнейдерман – «гениальной вещью».
Фабульную основу произведения составляет легенда о рыцаре Ланцелоте, который спас город от дракона. Е. Шварц раздвигает границы образа рыцаря, включая в родословную героя «дальних родственников» - Георгия Победоносца, странствующего рыцаря Ланцелота. Кроме того, в пьесе есть аллюзия на образ Дон-Кихота.
Ланцелот для Шварца является не просто героем-драконоборцем. Это собирательный образ, не подвластный времени.
Благодаря расширению смыслового наполнения образа героя драматург сумел усложнить проблематику пьесы. Задача автора и главная тема произведения – не изображение многоликости тоталитарного режима, а выявление причин, которые делают возможным само существование таких режимов.
В дневниковых записях конца 1930-х годов Шварц отмечает сходство власти «дракона» в разные эпохи и в разных странах.
Во внешне тихом, благопристойном городе царят жестокость, бесчеловечность, холодный расчет и привычная покорность.
Дракон традиционно имеет три головы. Этот персонаж многолик, причем все его обличья – человеческие:
- Сначала Дракон - пожилой человек, но крепкий, моложавый. Он широко улыбается. Его общение, несмотря на некую грубоватость, приятно;
- Второе обличье Дракона – серьезный, сдержанный, седеющий блондин;
- Накануне сражения Дракон предстает в виде пожилого человека, маленького, мертвенно-бледного.
Шварц неоднократно подчеркивает не только способность Дракона менять облик, но и человечность каждого обличья.
Дракон рассказывает Ланцелоту о главных принципах, на которых основана его власть над городом. Он говорит о том, что нужно покалечить душу человека – и тогда он твой. Обстоятельно и подробно Дракон рассказывает о духовных уродствах своих подчиненных, о том, что он лично их покалечил «как требуется».
События показывают, что Дракон основательно испоганил душевные качества горожан. В городе даже после победы Ланцелота царят доносительство и предательство. Происходит лишь формальная перестановка – к власти вместо Дракона приходит Бургомистр, который называет себя Президентом.
Философский смысл пьесы Шварца
Драматург показывает, что в очередной раз изменилось только лицо власти, а принципы ее остались прежними, причем Дракон был страшен нескрываемым злодейством, а новая власть – Бургомистр и Генрих – страшны своим цинизмом. Бургомистр наследует все дурные привычки своего предшественника.
Сказка по законам жанра имеет благополучный финал. Рыцарь Ланцелот не погиб. Он вернулся в город и предотвратил беду, снова грозящую Эльзе. Он не покидает тех, кто его фактически предал, как например это сделал Ученый из «Тени». Для Ланцелота важно попытаться изменить жизнь обитателей города к лучшему.
Но все же развязка оставляет ощущение горечи. Герой произведения глубоко потрясен жизнью, которую он увидел по возвращении. И сам он тоже не такой, каким был год назад. Он стал непримиримее и резче не только по отношению к представителям власти, но и по отношению к жителям города. И лишь тогда для Ланцелота открывается истинный смысл слов о покалеченных душах. Он говорит, что теперь «в каждом придется убить дракона».
По мотивам пьесы Шварца в 1980-х годах Г. Горин написал киносценарий, по которому М. Захаров снял картину «Убить дракона». Они прочли произведение Шварца как политический памфлет. В свое время от ошибочности подобного подхода предостерегал Г. Козинцев, который отмечал, что искусство Шварца выше карикатуры.
Замечание режиссера правомерно и по той причине, что в начале 21 века заключительная фраза Ланцелота оборачивается не способом решения проблемы, а только вариантом ее трактовки. Змееборец, который дважды освободил город от Дракона, собирается действовать теми же методами, что и диктаторы. Дракон искалечил души, а Ланцелот собирается их перекроить. Насилие порождает насилие, а свобода не скоро приживется в городе, который тысячу лет жил по рабским традициям. В «Драконе» Шварц поднимает вечную проблему, которую невозможно было решить в ту эпоху, невозможно решить в 21 веке и возможно, не удастся решить никогда.