Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ моря в русской поэзии

Российские поэты в своих произведениях уделяли много внимания природе, часто писали о море. Могучая водная стихия навеяла сотни романтических, загадочных, волшебных образов. Она двойственна по натуре: тихая гладь оборачивается высокими волнами, разрушающими всё на своём пути. В русской национальной поэзии морская тематика занимает значительную роль – авторы создавали сказочные, фантастические образы, воспринимали море как символ свободы, непокорности перед роковой судьбой.

Замечание 1

В эпоху романтизма о водной стихии писали Тютчев, Жуковский, Лермонтов и Пушкин, позже - Цветаева, Ахматова, Бальмонт и др.

В. А. Жуковский

Стихотворение «Море» (1882 год) – произведение, с которого начался творческий путь элегиста. Водная гладь – олицетворение жизненного пути, небеса – недостижимый идеал. В мире главного лирического героя пространство не подвержено законам, свободно от всех запретов. Его душа, как океан, в котором скрывается пучина и бездна. Герой элегии безустанно стремится покорить «Небесную твердь». Его море – спокойная, смиренная стихия.

Между мечтой и душей стоит буря, как образ неестественности, чего-то лишнего, неправильного. Она тревожит океан, пытается лишить героя неба – возлюбленной, мечты. Мистическую, неделимую, таинственную сущность океана подчеркивает стиль написания стихотворения – белый амфибрахий, разделенный на строфы без рифм.

В стихотворении «Пловец» океан, море ассоциируются с жизненным путем, символизирует саму жизнь.

В «Тревожною думой наполнено ты» автор рассказывает о разных состояниях моря: спокойное, во время бури и после непогоды. Для лучшей передачи мыслей автор использует различные средства художественной выразительности:

  • прием олицетворения, представления моря как живой сущности;
  • прием антитезы для противопоставления земного и небесного, свободы и неволи;
  • многочисленные эпитеты, инверсии, анафоры, ассонансы;
  • интимизация наррации, ее диалогичность достигается посредством обращения к морю как к близкому другу, товарищу.

А. С. Пушкин

Автор считал В. А. Жуковского своим учителем, наставником. Созданные им произведения отличаются дерзким стилем, непримиримой мятежной подачей. Во время одесской ссылки Пушкин пишет стих «К морю» (1824 г.), в котором находит свою репрезентацию желание автора избавится от душевной моральной неволи, вырваться, освободиться. Обращение к морю становится отражением порыва к беспредельной свободе, абсурдной борьбе с реальностью, зависимостью от материального, социального бытия.

«Образ моря в русской поэзии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Море для поэта - бескрайнее пространство, свободная стихия, символ безудержности и свободы, с которым автор прощается. Стих стал завершающим произведением в романтическом творчестве Пушкина. Обращение к морю на «ты» - общая черта в произведениях Жуковского и Пушкина. Пушкин относится к морю как к другу юношества, а теперь прощается, не воплотив свои желания и мечты.

Ранее, в 1823 г. автор написал стихотворение «Кто, волны, вас остановил…», где в центре событий главные романтические символы - симбиоз моря и грозы.

«Арион» - стих, схожий по тематике, чувствам, вербализации с произведением «Пловец» Жуковского. В обеих поэзиях море – символ жизни. Подтекст «Ариона» рассказывает о декабристах. Этих людей морские волны (или сама жизнь?) выносят не туда, куда им нужно добраться, но они плывут, сопротивляясь. С течением сражаться сложно, но все же возможно. И вот грянула гроза – восстание, в котором выжили лишь те, кто покорился воле волн, вынесших их уже безвольными и покорившимися судьбе на берег.

Образы моря в произведениях поэтов XX столетия

Несколько иное восприятие водной стихии прослеживается в произведениях поэтов прошлого столетия. Начало века ознаменовалось глубокими онтологическими трансформациями жизнедеятельности общества, потрясениями и драматическими событиями. В сложных исторических условиях личность оказалась в пучине хаотических событий, в ситуации ломки прежних устоев, утраты интенций, которые на протяжении столетий направляли развитие личности, общества и государства. В этом хаосе, человек обратился к природным образам, которые на протяжении столетий оставались неизменными.

Море – один из центральных природных символов Д. С. Мережковского. Впечатления от моря для него – несравнимы ни с чем и всегда новы. Автор подчеркивает, что налюбоваться изменчивостью и непостоянством моря нельзя, каждую минуту водная гладь меняет свои оттенки, при этом оставаясь всегда неизменной в своей перманентной изменчивости, вариативности. Море – символ самой человеческой жизни, которая столь же изменчива и непредсказуема, однако, всегда и неизменно вариативна.

М. Цветаева сравнивала морскую пучину с изменами и переменчивостью, в ее «Молитве морю» водная пучина – символ бесконечности, всемогущей силы, своеобразный символ всех эмоциональных состояний личности от безмятежно созерцательных до штормовых. Океан, водная стихия воспринимается как символ самого мироздания, как сумма всех потенций существования личности.

Б. Ахмадулина пишет в стихотворении «Мне вспоминать сподручней, чем иметь», что море - это вечность и символ всей вселенной, грозная, несокрушимая сила, которая может подчинить человека, лишить его силы воли, иррациональная стихия, бросающая вызов самому мирозданию.

Таким образом, символы моря, водной стихии встречаются во многих стихотворениях российских поэтов. Море, водная стихия может выступать символом:

  • максимальной свободы личности, вариативности ее проявлений, суммы ее переживаний, эмоциональных состояний;
  • жизненного пути, человеческой судьбы во всей ее непредсказуемости и вариативности;
  • хаоса, противопоставления любому порядку, упорядоченному, структурированному бытию, самому мирозданию.

К образу моря обращались поэты в моменты грусти, радости, отчаяния и находили умиротворение, восторгались. В одних произведениях авторы подчёркивают разрушающее, самоуверенное и решительное начало водной пучины, в других – прослеживается робкое, живое, трепетное отношению к вольной, стихийной, хаотичной силе, однако, вне зависимости от восприятия водной стихии, ее художественные образы неизменно выразительны, символичны.

Дата последнего обновления статьи: 13.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot