Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ матери в русской литературе

По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе - это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов. Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать. Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).

Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь - это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.

Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.

Замечание 1

Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.

Чрезмерная материнская любовь

Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:

  • Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
  • Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).
Замечание 2

И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.

«Образ матери в русской литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.

Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой - они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями - любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.

И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.

Образ матери в прозе

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.

В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

Замечание 3

Квинтэссенция образа матери в русской литературе - это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери - выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.

Образ матери в поэзии

Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.

Замечание 4

В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.

Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:

  1. «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
  2. «Орина, мать солдатская»;
  3. «Последние песни»;
  4. «Рыцарь на час»;
  5. «Внимая ужасам войны»;
  6. «В полном разгаре страда деревенская...»

Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.

В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина - это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.

Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:

  1. «Письмо матери»;
  2. «Русь»;
  3. «Я покинул родимый дом»;
  4. «Исповедь хулигана».

Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.

Замечание 5

У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына - с муками распятого Христа. Этот образ - приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.

Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot