По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе - это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов. Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать. Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).
Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь - это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.
Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.
Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.
Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.
Чрезмерная материнская любовь
Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:
- Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
- Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).
И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.
Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.
Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой - они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями - любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.
И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.
Образ матери в прозе
Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.
В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.
В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.
Квинтэссенция образа матери в русской литературе - это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери - выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.
Образ матери в поэзии
Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.
В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.
Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:
- «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
- «Орина, мать солдатская»;
- «Последние песни»;
- «Рыцарь на час»;
- «Внимая ужасам войны»;
- «В полном разгаре страда деревенская...»
Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.
В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.
«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина - это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.
Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:
- «Письмо матери»;
- «Русь»;
- «Я покинул родимый дом»;
- «Исповедь хулигана».
Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.
У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына - с муками распятого Христа. Этот образ - приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.