Летопись - это погодовая запись исторических событий, осуществляемая их современником.
Изображение человека в летописях
Особенностью древнерусской литературы, отличающей ее классической, является изображение героя. В древнерусской литературе не встречаются привычные образы литературы 19-20 столетий. Средневековый писатель обладал своим художественным видением человека и особыми способами его изображения.
Так же, как и в новой, в древней русской литературе воспроизведение человека зависело от жанра и стиля произведения. Без их понимания представить художественное своеобразие памятников древнерусской литературы невозможно.
Академик Д. С. Лихачев выделяет следующие стили древнерусской литературы:
- Стиль монументального историзма;
- Эпический стиль;
- Экспрессивно-эмоциональный стиль;
- Стиль психологического умиротворения.
Герой древнерусских литературных произведений воспроизводится в соотношении с жанрами и стилями. В соответствии с ними же создаются и идеалы, определяется нравственный облик человека. монументальный стиль представлен в воинских повестях, летописях, повестях о княжеских свершениях. Здесь изображение идеального героя связано с феодальным устройством, с кругом общественно-социальных понятий, а также с представлениями о чести, о долге и правах феодала, о его обязанностях перед государством.
Идеальным героем в летописях был князь, которого летописец создавал в «монументальном величии». Его интересовал официальный образ князя и его поступки как исторического деятеля, человеческие же качества как правило оставались за пределами внимания.
Создание идеального образа героя подчинялось определенным канонам. Летописец перечислял добродетели и достоинства князя, которые должны были вызывать поклонение. Князь изображался независимым, могучим, красивым внешне, храбрым, искусным в ратном деле, мужественным сокрушителем врагов и хранителем государства. Князь в таких произведениях представлен в ореоле славы и власти. Это государственный деятель, воин. Одной из черт идеального героя является презрение к смерти и бесстрашие в бою. Он всегда впереди своего войска, бесстрашно выходит на поединок с врагом и бросается в схватку. В летописи князь является олицетворением могущества и достоинства страны. Идеал князя выражал любовь летописца к родной земле, его патриотические чувства. Князь служит своей стране и готов умереть за Русь. Патриотизм был не только долгом, но и убеждением князей. Действующие лица летописей были реальными историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.
Идеал человека в житиях
В житиях прославляются подвиг служения отечеству, подвижничество, святость, «светлость» жизни русских святых. В их образах сочетается пример самоотверженности, страстное служение идее, выражается народный идеал духовный красоты русского человека (Сергий Радонежский, Феодосий Печерский и т.д.).
В повествованиях о святых в экспрессивно-эмоциональном тоне передается их идеальность, их величие. Именно это создает экспрессивно-эмоциональный стиль древнерусской литературы. Особенно ярко он проявляется в житийной литературе, которая возвышает жизнь святого до идеала, до подвига. Святой в древнерусской литературе называется «воином Христовым». Святой – подвижник, главное в нем – это его подвиг, который он совершает как воин.
Эпический стиль в изображении героев особенно ощутим в произведениях, связанных с устным народным творчеством. Действующие лица повести и летописи, как и в фольклоре, характеризуются по одном деянию (например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о полку Игореве»). В этих произведениях коллективный герой – защитник родины, отличающийся мужеством и силой. На этого героя авторы переносят и подвиги дружины (Евпатий Коловрат, Святослав, Буйтур Всеволод). Образ героя здесь соединяется с дружиной, вырастает в былинного богатыря. Так появляется собирательный образ.
Идеал женщины в древнерусской литературе
Древнерусская литература создала и героические характеры женщин – матерей, жен, которые провожают своих близких в воинские походы и благословляют на битвы с врагами, вдов, которые оплакивают погибших. Владимир Мономах с большой любовью и теплотой пишет о вдове убитого сына. Удивителен и образ Евпраксии, жены рязанского князя Федора, которая вместе с грудным младенцем бросилась со стены, чтобы не попасть в плен («Повесть о разорении Рязани Батыем»).
Идеал женщины Древней Руси выражается в любви к родине, служении близким, презрении к врагу. Он воплощен в воинских повестях и летописях. Образ Ярославны – это образ верной, любящей женщины.
Гимн любви и верности, нравственный идеал древнерусской литературы олицетворен в образе мудрой девы Февронии. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» проявляется эмоциональная созерцательность, «психологическая умиротворенность» автора, создающего образ русской женщины. Героиня произведения – высокий нравственный идеал. Сила ее люби не позволяет разлучить Февронию с любимым даже в смерти.
Герой литературы 17 века
В литературе 17 века происходит открытие человеческой личности. Происходит изменение героя, меняется и его изображение. В литературе предшествующих столетий не было вымышленных героев, все действующие лица существовали на самом деле (князья, святые). В 17 веке в литературе появляется обычный человек: купеческий сын, порвавший с семьей и отправившийся на поиски своего места, мужик, селянин. Это безвестные, ничем не примечательные, не имеющие совершенно никакого отношения к истории вымышленные герои, но они близки читателю. С этого момента герой произведений стал безымянным. Как правило, в произведениях их называют «богатый», «бедный», «девица», «крестьянский сын», «купец некий».
Герой демократической литературы не идеален. Он будничен, лишен всего того, что возвышало героев в литературе предшествующих периодов. Он затерян среди нищеты, потерял связь с близкими и родными, лишен родительского благословения, но по мысли автора, даже опустившийся человек нуждается в сочувствии.