Ремарка – это пояснение к тексту пьесы, касающееся поведения актеров, обстановки и т.д.
Особенности «дочеховской» драматургии
Как правило, когда речь идет о новаторстве драматургии А.П. Чехова, в первую очередь отмечают то, что в его произведениях отсутствует борьба и интрига. Чехов стремиться максимально сблизить театр с жизнью. Писатель строит свои драматические произведения так, чтобы действительно на сцене все было «так же просто и при этом сложно, как в жизни». Однако это стремление к правде жизни и правде быта, нашедшее отражение в театре А.П. Чехова, стало лишь дальнейшим закономерным развитием реалистических традиций в отечественной драматургии.
Бессюжетность тоже не была новостью в русской драматургии. Пьесы Некрасова и Тургенева, близкие драматургии Чехова, тоже лишены ярко выраженной борьбы-интриги. Но при этом А.П. Чехов, следуя основным традициям русского реализма, сумел внести нечто новое, что принципиально отличает его драматические произведения.
Одна из особенностей традиционной драматургии – наличие в пьесе какого-то события, которые отодвигает на второй план повседневно-бытовое течение жизни. Именно вокруг этого «события» концентрируются действия персонажей. При этом характер разговоров, бытовых сцен всегда в определенной степени оказывается подчиненным главному в драматическом произведении – той моральной, эстетической проблеме, решение которой происходит в ходе борьбы, в ходе того события, которое связало само развитие действия и всех действующих лиц.
Другими словами, вся «нечеховская» драматургия сохраняет верность завету Гоголя, согласно которому «завязка должна обнимать все лица».
Таким образом, устойчивым признаком традиционной, «дочеховской» драматургии является обязательное наличие в произведении столкновения всех персонажей в связи с событием, сюжетно организовывающем пьесу. Мотивы, цели, формы борьбы могли быть самыми разными, но они всегда были ясно выраженными и аккумулировали конкретную проблему, которую в данном драматургическом произведении ставит автор. Пьеса строится на борьбе антагонистических сил, что означает наличие конкретных виновников несчастья. Счастье героев – это результат преодоления ими действий и воли противоборствующих лиц. Эти особенности характерны и «бессюжетной» драматургии Тургенева, однако это отсутствует в пьесах А.П. Чехова.
Новаторство драматургии Чехова
В пьесах А.П. Чехова на первый взгляд отсутствует завязка действия. Часто в них нет и событий, которые объединяли бы всех действующих лиц, нет конкретных носителей злой силы, являющейся источником проблем и несчастий действующих лиц, нет борьбы. Даже в пьесе «Три сестры», где Наташа является антагонистом Прохоровых, ее нельзя назвать виновницей несчастья Ольги, Маши, Ирины, Андрея.
Именно в том, что событийная острота сюжетной линии не определяет ее значения и роли в сюжетной структуре произведения и состоит одна из ключевых особенностей драматургии Чехова. Чехов и вовсе может обходиться без драматических событий в традиционном понимании. Именно по этой причине в его драматических произведениях мало не свершившихся событий или же событий, которые свершаются за сценой. В то же время такие элементы действия, которые в традиционном «дочеховском» театре не могли играть какой-либо активной роли в развитии сюжета, у А.П. Чехова часто в себе несут большую, чем драматическое событие, драматическую энергию. Такие элементы у Чехова оказываются решающими в развитии драматического конфликта.
Такая радикальная перестройка драматургической структуры у Чехова обусловлена его новым пониманием драматургического конфликта и новыми представления о его сущности.
Чехов в своем творчестве стремился отразить коренное неустройство жизни. Причем не отступления от нормы, а противоестественность уже принятой, господствующей нормы. По мнению Чехова, оно заключается не в конкретных актах несправедливости, а ненормальности того, что принято считать обычным, нормальным, естественным. Эта мысль и определила новое содержание драматического конфликта в произведениях писателя. В его пьесах речь идет не об одном, даже очень важном, явлении современной жизни, а об общей характеристике всего жизненного строя. Этим обусловлена и особенность завязки, создающейся в обычной, повседневной жизни, объединяющей в общей драме положительных персонажей.
В пьесах Чехова оказывается естественным отсутствие борьбы между персонажами, так как источником несчастья действующих лиц становится не воля представителей враждебных сил, а сама жизнь в ее бесконечном многообразии.
Еще одна особенность драматургии Чехова – специфическая двуплановость речи персонажей. Однако двуплановость присуща языку не всех персонажей в драматургических произведениях Чехова. У писателя это является признаком внутренней сосредоточенности персонажа и результатом его неудовлетворенностью жизнью.
Новаторство драматургии Чехова проявляется и в его подходе к созданию образов. Драматург предупреждал, что в его произведениях не стоит искать «ни святых, ни подлецов». Правило Чехова-драматурга – не выводить ни ангелов, ни злодеев, никого не оправдывать и никого не обвинять. Поэтому характеры в произведениях Чехова изображаются не в борьбе и столкновении друг с другом, а в размышлениях о смысле жизни. При этом важную роль писатель отводит внесценическим персонажам – они оказываются незримыми участниками действий.
Драматургия Чехова отличается новым типом диалога. В нем каждый участник ведет собственную партию. Он произносит «случайные» реплики, которые не связаны с высказываниями собеседников. Диалог у Чехова полифоничен. Благодаря этому приему он развивает тему отчуждения, разобщенности, одиночества, в то же время создает внутренний сюжет и формирует подтекст пьесы.
Важное значение в драматургических произведениях А.П. Чехова являются ремарки. Они, в отличие от «театра действия», выполняют не только информационно-описательную функцию, но и «озвучивают» пьесу и передают внутреннее состояние, чувства действующих лиц.
Новаторством драматургии Чехова является и использование пауз. В пьесах классической драматургии с помощью паузы персонаж выражал удивление и недоумение. В пьесах Чехова пауза является важным временным фактором.
Таким образом, особенностями драматургии Чехова являются:
- Отсутствие борьбы-интриги;
- Отсутствие виновника несчастья героев;
- Отсутствие деления персонажей на отрицательных и положительных;
- Изображение характеров в их размышлении о смысле жизни;
- Особый тип диалога;
- Наличие подтекста;
- Особая роль ремарок;
- Пауза – важный временной фактор.