Эпопея – это крупное произведение, в котором повествуется о значительных исторических событиях.
Тема семьи в романе "Война и мир"
В своем историческом романе «Война и мир» Л.Н. Толстой поднимает несколько тем:
- Смысл жизни;
- Любовь и война;
- Честь и бесчестие;
- Личность в масштабе истории;
- Тема народа;
- Тема семьи и дворянства и т.д.
Тема народа и тема семьи и дворянства связаны между собой самым тесным образом. Писатель делит дворян на:
- Имущих, к которым относятся Пьер Безухов, А. Болконский;
- Помесных патриотов (Ростовы, старик Болконский);
- Светскую знать (Элен Курагина, салон Анны Шерер).
Семья в романе является одной из центральных сюжетных линий. Толстой считает семью основой всего русского общества, нравственности, морали, поведения человека. Мысль семейная в произведении является одной из ключевых.
Семья, по мнению писателя, является почвой для формирования души человека. Но при этом семья – это отдельный мир, особый, не похожий на другие, исполненный сложных взаимоотношений.
По замыслу автора тема семьи выступает как важнейшее средство организации текста. Характеры, взгляды, судьбы героев романа определяются атмосферой родового гнезда.
Свое отношение к идеалу семьи и домашнего очага Лев Николаевич выражаем на примере трех семей – Ростовых, Болконских, Курагиных.
Болконские и Ростовы в романе – это не просто семьи. Это в первую очередь жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Особенно полно такие традиции проявляются в жизни Ростовых – семьи, живущей чувствами и сочетающей в себе самое серьезное отношение к семейной чести, сердечность и теплоту отношений, хлебосольство, гостеприимство, которое отличает русских людей. Показывая семью Ростовых, Л. Н. Толстой стремится воссоздать художественно историю обычной дворянской семьи начала 19 века.
Семья Ростовых
Л. Н. Толстой в романе представляет семью Ростовых как одну из самых образцовых семей общества. Основой семейных отношений являются взаимопонимание, любовь, гармония, чувственная поддержка. Граф и графиня Ростовы, их сыновья Петр и Николай, дочери Вера, Наталья, племянница Соня – все члены семьи принимают активное участие в судьбе друг друга. Исключением можно считать старшую сестру Веру, которая держала себя несколько отстранено и холодно.
Наташа же всегда была взбалмошной девочкой. Ее детская влюбленность в Друбецкого, любовь Пьера Безухова, увлечение Анатолем Курагиным и любовь к Болконскому были искренними чувствами, абсолютно лишенными какой-либо корысти.
Важность семьи в произведении Толстого раскрывает и подтверждает проявления истинного патриотизма Ростовых. Николай видел себя военным, записался в гусары, чтобы защищать Родину. Граф и графиня предоставили свой дом для раненых, Наташа отдала подводы для перевозки раненных, бросив все имущество, Петя пошел на войну еще совсем мальчиком и отдал свою жизнь за Родину.
Семья Болконских
Немного другой уклад в семье Болконских. Писатель не говорит, что в этой семье нет любви. Она есть, но проявляется по-другому, не так нежно, как у Ростовых.
В этой семье все подчинялось порядку. Старый князь Болконский см занимался обучением дочери, изучал с ней науки.
Андрей Болконский уважал и любил отца, всегда прислушивался к его мнению, обходился с ним так, как полагается княжескому сыну. Молодой князь, уходя на войну, попросил отца оставить своего будущего сына на воспитание, так как был уверен, что отец сделает все по справедливости и чести.
Сестра Андрея, княжна Марья, во всем слушалась своего отца. Она с большой любовью принимала его строгости и с усердием заботилась о нем. Отношения в этой семье были спокойными и ровными, каждый знал свое место и занимался своим делом. Князь Андрей проявил истинный патриотизм, отдав за победу свою жизни. Пожилой князь Болконский до своего последнего дня следил за ходом войны, вел записки для государя, и ни на секунду не усомнился в силе России. Княжна не отреклась от веры, помогала людям и молилась за брата.
Семья Курагиных
В противоположность семьям Ростовых и Болконских Л.Н.Толстой представил в произведении семью Курагиных. Князь Василий Курагин во всем искал выходу, жил ради выгоды. Он точно знал, с кем следует дружить, кого нужно приглашать в гости и за кого посватать своих детей, чтобы выгодно и комфортно устроиться в жизни. В ответ на замечание Анны Шерер о своей семье он ответил: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».
Дочь Василия Курагина, светская красавица Элен настолько же дурна душой, насколько красива внешне. Анатоль Курагин, «блудный сын», ведет бестолковый, праздный образ жизни, проводит время в забавах и кутежах. Своего старшего сына Ипполита Василий Курагин называет дураком.
Элен была единственной из детей Василия Курагина, кто доставлял ему радость своими успехами. Она была истинной дочерью своего отца, быстро поняла, как нужно вести себя в свете, чтобы занять прочное положение. Сыновьями же князь откровенно тяготился.
Семья Курагиных не способна любить, заботиться друг о друге, сопереживать. Главный идеал их жизни – приспособленчество, разврат, пошлость, обман людей, любящих их. Элен разрушает жизнь Пьера Безухова, а Анатоль вмешивается в отношения Наташи Ростовой и князя Андрея. Этой семье чужд патриотизм. Князь Курагин постоянно говорит в свете то о Кутузове, то об императоре Александре, то о Багратионе, то о Наполеоне, при этом не имея постоянного мнения и всегда подстраиваясь под обстоятельства.
Новые семьи
В конце романа Лев Николаевич показывает ситуацию смешения семей Ростовых, Болконских и Безухова. Новые семьи, любящие, крепкие, связывают Николая Ростова и княжну Марью, Наташу и Пьера. Свадьба Пьера и Наташи состоялась в год смерти графа Ростова. Автор показывает, как разрушилась старая семья, но образовалась новая. Для Николая Ростова жениться на княжне Марье было спасением, как самого, так и всей семьи Ростовых. Марья всей своей любовью и верой обеспечивала гармонию и хранила семейный покой.