Эпизод – это составная часть произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
«Мысль народная» и герои романа «Война и мир»
Л.Н. Толстой начинает вторую часть своего романа «Война и мир» с рассуждений о той, что предмет истории – это «жизнь народов и человечества» и задается вопросом: «Какая сила движет народами?». Писатель говорит о том, что именно народ вершит историю и доказывает это в романе. Одной из основных тем «Войны и мира» является «мысль народная».
Говоря о народе, писатель подразумевает не только крестьян, солдат, мужиков, для него «народ» - это и дворянское сословие, и генералы, и офицеры. Это и Болконский, и Кутузов, и Безухов, и Ростовы. Народ – это все человечество, охваченное одним делом, одной мыслью и одним предназначением. Все герои «Войны и мира» напрямую связаны с народом, неотделимы от него.
«Мысль народная» красной нитью проходит через жизнь Безухова. Пьер, находясь в плену, познал истину жизни. А открыл ее ему крестьянский мужик Платон Каратаев.
Французы предлагали Безухову перевестись из солдатского балагана в офицерский. Пьер отказался, оставшись верным тем, с кем связал свою судьбу. Впоследствии он еще долго вспоминал этот месяц, проведенный в плену, говоря о нем как о совершенной внутренней свободе и полном душевном спокойствии.
Почувствовал свой народ в битве под Аустерлицем и Андрей Болконский. Андрей схватил знамя и бросился вперед, но он и не думал, что за ним пойдут солдаты. Солдаты же, увидев князя со знаменем, бросились за ним на врага. Единство офицеров и солдат – подтверждение того, что народ един, он не делится на звания и чины. Именно это понял Болконский. Наташа, выезжая из Москвы, бросает все имущество и отдает подводы для раненых. А тот факт, что это решение приходит к Наташе без раздумий, сразу, свидетельствует о том, что она не отделяет себя от народа.
Капитан Тушин пожертвовал жизнью ради своей Родины, своего народа, ради победы. Капитан Тимохин с «одной шпажкой» бросился на врага. Николай Ростов, Денисов, Петя Ростов и многие другие русские люди, как истинные патриоты плечом к плечу боровшиеся с врагом – это и есть русский народ.
В своем романе Л.Н. Толстой создает собирательный образ народа – непобедимого, единого, когда воюют не только войска и солдаты, но и ополченцы. А мирные жители помогают, как могут: мужики, чтобы не везти сено в Москву, жгут его, люди покидают город, чтобы не подчиняться Наполеону. И в этом тоже в романе раскрывается «мысль народная». Русский народ силен своим единством и в единой мысли – не сдаваться врагу, бороться до конца. Чувство патриотизма объединяет всех русских людей.
Писатель показывает в романе и партизанское движение, ярким представителем которого является Тихон Щербатый. Своей непокорностью, хитростью и ловкостью Тихон борется с французами. Активная деятельность Щербатого приносит русскому войску успех. Благодаря Тихону Денисов гордится своим партизанским отрядом.
Главнокомандующий армией М. И. Кутузов никогда не разделял себя и народ. «Он знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» - говорит о нем Л.Н. Толстой. Разобщенность армии при союзе с Австрией, предательство австрийской армии, когда союзники с сражениях бросали русских, для Кутузова были настоящей болью.
Образу Кутузова автор противопоставляет образ Наполеона. Он был далек от народа, все, что его интересовало – личный интерес в борьбе за власть. Когда война была проиграна, французы отступали, первым Москву покинул Наполеон, бросив и свою армию, и свой народ. Толстой подчеркивает, что народная сила непобедима. В каждом русском человеке, отмечает писатель, есть «простота, добро и правда». Патриотизм не меряет людей по рангам, не ищет славы и не строит карьеру. Человек исполняет предписанные ему законы: чести, совести, общей истории, общей культуры.
Образ крестьянства в романе «Война и мир»
Л. Н. Толстой много внимания уделяет изображению простого народа. Крестьянство в романе выступает в лице:
- Крепостных, дворовых и барщинных;
- Солдат, в которых сохраняются крестьянские черты;
- Партизан.
Писателя интересуют разные стороны жизни крестьян. Он из всегда рисует необыкновенно ярко и правдиво. Массовые сцены с многообразием поведения крестьян и взаимоотношением отдельных персонажей поражают мастерством. Писатель с удивительной жизненной правдой передает речевые характеристики персонажей.
При описании похода 1805 года писатель изображает русских крестьян, одетых в солдатские шинели, но сохранившие свой особый крестьянский облик. В походе они проявляют выносливость, добродушие, простоту, жизнерадостность. В бою, в минуты смертельной опасности, народ показывает свою другую черту – мужество и стойкость.
Батарея, оставшаяся без прикрытия во время сражения под Шенграбеном, продолжает стрелять, и французам не удается ее взять. Солдаты во главе со своим офицером не отступают, продолжают сражаться с неприятелем, существенно превосходящим их по численности.
Но в своем романе Л.Н. Толстой показывает и тяжелое положение народа. В имениях Безухова после его «реформ» крестьяне так и продолжают давать все, что могут дать. А старый князь Болконский отдает в солдаты своего дворового, по ошибке сначала подавшего кофе дочери князя, а не француженке, которая пользовалась расположением князя. И такие явления барского произволы не были единичными.
В романе писатель неоднократно показывает недовольство крестьян своим положением, сознанием несправедливости существующего строя. Близость французов пошатнула барскую власть, крестьяне стали открыто говорить о наболевшем. Ненависть крестьян к помещикам настолько была велика, что даже пребывание в Богучарове Андрея с его нововведениями, облегчением оброка, школами и больницами не смягчило их нравов. Обещания княжны Марьи тоже не внушили крестьянам доверия.
Однако несмотря на тяжелое положение, крестьяне не хотят отдать родину французским захватчикам. Они проявляют безграничное мужество и небывалую стойкость. Непостижимая сила русского войска – это сила русского народа, сражавшегося за свою родину. А источником этой силы являются простые русские люди.