Мотив – это компонент художественного текста, сопутствующий идее или теме, который может воплощаться в смысловых фрагментах, образах, понятиях, словах, действии, выступать в виде эпиграфа либо «прятаться» в тексте.
Философские мотивы в лирике И. А. Бунина
Несмотря на то, что И. А. Бунин приобрел известность в первую очередь как прозаик, лирика занимает значительное место в его творчестве. Но сам Иван Алексеевич утверждал, что прежде всего он поэт. Литературный путь Бунина начался именно со стихов.
Лирика проходит через все творчество Бунина и характерна не только для раннего этапа развития художественной мысли писателя. Стихотворения Бунина своеобразны, неповторимы. Его стиль невозможно перепутать. И в этом индивидуальном стиле отражается мировоззрение Бунина.
В раннем творчестве Бунина встречается не только пейзажная лирика. Поэт пишет стихи и на гражданскую тематику. Бунин создает произведения о тяжелой доле народа. Он всей душой жаждет перемен к лучшему.
Первым поэтическим сборником Бунина стал «Листопад», появившийся в 1901 году. В сборник входит и одноименная поэма. Здесь Бунин прощается с детством, с миром мечтаний.
Родина в стихотворениях сборника предстает в завораживающих картинах природы.
Наиболее часто в пейзажной лирике И.А. Бунина встречается образ осени. Этот образ до конца жизни будет присутствовать в стихах поэта. В поэме «Листопад» осень оживает.
Бунин писал в «традиционном» стиле, однако тем не менее он показывал новые возможности и грани стихотворения. Бунин всегда оставался верен своему стилю – сдержанному, четкому, гармоничному. Порой может казаться, что его язык сух, но он как точно и удивительно он передает и боль любви, и красоту природы, и переживания о жизни. Лирика Бунина впитала в себя состояние души поэта. Для лирики Ивана Алексеевича характерны:
- Лаконизм;
- Изысканность;
- Философичность.
Еще одной особенностью лирики Бунина является то, что он, изображая даже негативные стороны жизни, не позволяет себе кого-либо судить и осуждать. Бунин представляет читателю самому решать, что хорошо, а что плохо. Поэзия Бунина реальна.
Особенностями поэтики лирики Бунина являются:
- Сохранение традиций 19 века;
- Простота и естественность слова;
- Точное употребление эпитетов, которыми изобилует лирика поэта;
- Присутствие экзистенциальных мотивов;
- Использование таких стилистических приемов и фигур, как оксюморон, метафора, олицетворение, звукопись и т.д.
Лирический мир Ивана Алексеевича в целом не особенно богат на разнообразие тем. писатель в основном говорит о родной природе, рисует ее красоту. Он напоминает читателю о том, что человек и природа неотделимы. В поэтическом творчестве Бунина среди образов и мотивов его лирики особое место занимает тема детства. Поэт пишет о детях, о начале жизни, об открытии мира. Бунин, раскрывая тему детства, часто изображает картины вечернего периода, время, когда дети готовятся отойти ко сну. Возможно, поэтому многие его работы чем-то напоминают колыбельные.
Философская проблематика произведений И.А. Бунина выливалась в горькие рассуждения писателя о судьбе народа. Писателя как выходца из дворянской семьи, привлекал психологический анализ простого человека. В истории русского народа он искал истоки национального характера, его черты – как положительные, так и отрицательные. Для Бунина не существовало существенного различия между помещиком и мужиком. И хоть Бунин и считал дворян истинными носителями высокой культуры, в становлении русского духовного мира писатель отдавал должное роли крестьян.
Мотив бессмертия души в прозе Бунина
И.А. Бунин по праву считается одним из лучших прозаиков русской литературы. К личности Бунина, к его политическим взглядам можно относится по-разному, но не знать и ценить его творчество невежественно. Проза Бунина, несмотря на кажущуюся простоту, завораживает читателя, заставляет вчитываться в каждое предложение в поисках скрытого смысла.
Характерная больше для мистицизма тема жизни и смерти в рассказах Бунина как писателя-реалиста имеет совершенно особенный оттенок. Бунин свой необычный подход к вопросу о жизни и смерти отобразил в нескольких рассказах, например:
- «Легкое дыхание»,
- «Темные аллеи»,
- «Бернар»,
- «Ворон».
Например, в рассказе «Легкое дыхание» читатель встречается с нетривиальным подходом Бунина к проблеме жизни и смерти. Героиня рассказа молодая гимназистка Оля Мещерская своей недолгой жизнью дает урок жизни многим. В описании Оли, ее поступков ощущается что-то необычное, странное. И только потом приходит понимание, что единственное, что заложено в героине рассказа – это естественность. Именно естественность И.А. Бунин называет жизнью. В произведении Оле автор противопоставляет ее классную даму. Она своим существованием подражает жизни, обитая в выдумке. Каждый день она ходи на могилу Оли. Мещерская занимает все мысли классной дамы, наполняет ее жизнь. Бунин подчеркивает, что если у человека нет своей жизни, что-то должно эту пустоту заполнить.
В творчестве Бунина широко освещается тема любви. Автор показывает свое отношение к жизни и смерти, отношение своих героев сквозь призму их любовных переживаний. В рассказе «Темные аллеи», в повести «Митина любовь» Бунин подводит к мысли, что любовь никогда не умирает.
В рассказе «Митина любовь» герой произведения совершает самоубийство, таким образом убивая в себе любовь. Он не сумел избавиться от грязи, которой перепачкана его любовь, но и разлюбить Митя не в состоянии. Ему кажется, что остается один выход – смерть, которая мгновенно избавит от всего мира.
Финал рассказа «Темные аллеи» не так трагичен, но и здесь ясно видна мораль. Главная героиня рассказа говорит: «Молодость проходит, а любовь – другое дело». Герой произведения Николай Алексеевич уже давно забыл прошлый роман, но когда через несколько лет он вновь увидел Надежду, почувствовал, как в нем снова проснулась любовь. Однако грезы любви разбиваются о быт, а мещанский склад мыслей не дает Николаю представить Надежу в роли своей жены и матери своих детей.