Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотив праведничества в прозе Н. С. Лескова

Замечание 1

Праведничество – это феномен русской литературы, в основе которого находится вера в высшую правду, в идеал.

Тема праведничества в творчестве Н. С. Лескова

Н. С. Лесков в своих произведениях неоднократно поднимает тему праведничества. Праведничество у него – это страницы духовной жизни русского народа. Для Лескова праведничество – это православная русская земля, на которой находятся истоки духовности и нравственности народа.

Замечание 2

Праведничество – это поиск духовной правды, служение Богу, людям, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов.

Лесков в своих произведениях признает сверхличностные ценности. Он выражает веру в нравственное достоинство и создает целую галерею образов праведников. Писатель в своем творчестве обращается к образу положительного высоконравственного героя. Он стремится найти в русском народе нравственное содержание, свидетельствующее о возможностях его духовного и исторического развития. И этот поиск становится целью Лескова.

Тип героя-праведника в русскую литературу вошел в начале 19 столетия. Впервые этот образ появился в следующих произведениях:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова;
  • «Живые мощи» И. С. Тургенева;
  • «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского.

Герои-праведники стали воплощением национально- традиционных ценностей. Как правило, они запечатлеваются писателями в ореоле святости. В целом творчество русских писателей 19 века можно охарактеризовать как опыт художественного моделирования мира праведничества. В основу их произведений положена попытка показать человека, который достиг абсолютного духовного и нравственного равновесия.

«Мотив праведничества в прозе Н. С. Лескова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Праведники Н. С. Лескова смысл жизни видят в деятельной нравственности, и главным, что определяет их поведение, является служение живому делу. Герои произведений Лескова ежедневно совершают незаметный подвиг помощи ближнему и доброго участия. Праведник Лескова обладает такими чертами, как:

  • Отрешенность от вещей материального мира;
  • Чувство долга перед людьми;
  • Чувство справедливости;
  • Сострадание;
  • Борьба за правду.

Образ праведника в произведении «Несмертельный Голован»

Герой-праведник в произведениях Н. С. Лескова является воплощением русского народа. За тем, как писатель раскрывает образ праведника, можно проследить в рассказе «Несмертельный Голован». Название рассказа – прозвище, данное Головану народом. Героя произведения прозвали несмертельным из-за убеждения, что он не боится смерти. «Несмертельный» означает мужественный, бесстрашный человек, способный пойти на риск. Лесков, начиная рассказ со слов: «Он сам почти миф, а история его легенда…», заявляет о герое произведения как о выдающемся человеке из народа, способном на такие подвиги, после которых о нем помнят и говорят даже после его смерти. Ключевой чертой внешности Голована являются его голубые глаза и спокойная, счастливая улыбка, свидетельствующая о том, что герой живет в гармонии с собой и своим окружением. Писатель убеждает читателя в высоконравственности героя, наделяя его внешность сильными и чистыми чертами.

В образе главного героя проявляется смирение – отсутствие гордыни, скромность духа. Лесков на страницах рассказа раскрывает и тему религиозных убеждений Голована. Он бесконечно добр ко всем без исключения. Голован совершенно не боится смерти. Никогда и никому он не отказывает в помощи. Его все знают, уважают и любят. Праведность героя проявляется и в его отношении к своей сожительнице Павле, с которой жил «по любви совершенной… - ангельски». Их любовь чиста и непорочна, они оберегают друг друга. Отношение Голована к любви объясняет особенности его мировоззрения.

Голован на протяжении всего рассказа остается загадочным персонажем. И лишь в конце Лесков открывает эту завесу тайны, подчеркивая праведность героя. Читатель узнает, что все совершенные Голованом поступки обусловлены естественными причинами. Он совершал поступки по интуитивному понимаю жизни, согласно Священному писанию. Совершенство главного героя на грани святости.

Голован Несмертельный – бывший крепостной. Он обладает колоссальной физической силой и незлобивой нежной натурой. Образ Голована – это символическая фигура народного подвижника, который жертвует собой ради страдающих крестьян во время эпидемии чумы. Праведничество у Лескова – это не синоним святости. Это путь развития от грехопадения к нравственному идеалу.

Писатель в своих произведения отразил принцип, составляющий основу праведничества – доброту. Праведник Лескова всегда деятельно добр. Религия его героев – религия добрых дел. Праведник в жизни скромен, незаметен, в глазах обывателей – смешон и непрактичен, но он ежедневно творит добро, спасая людей и спасаясь сам.

Образ праведника в книге «Соборяне»

Замечание 3

С книги «Соборяне» начался новый этап в жизни Н. С. Лескова, который ознаменовался поисками положительных начал в русской жизни.

Лесков хорошо знал быт, нравы, язык разных социальных групп и сословий России – купечества, крестьянства, дворянства, чиновников, торгового люда, духовенства, мещан.

Замысел романа – показать критическое отношение к церковной аристократии и выразить уважение ярким выходцам из низших слоев духовенства, сумевших сохранить связь с народом.

Протоиерей Савелий Туберозов – герой праведнического склада, правдоискатель, в чьих настроениях сильно сказывается критическое отношение к действительности. Он тверд в своих убеждениях и готов их отстаивать. Савелий отличается гуманной терпимостью к инакомыслящим. Он очень отзывчив по отношению к близким и друзьям. «Демитиконовая книга» - это повествование о драматической судьбе героя, вступающего в неравную борьбу со светскими и духовными властями. Свойственное Савелию Туберозову религиозное начало в ходе этой борьбы временами приглушается, отходит на второй план. Тогда раскрываются черты характера героя, свидетельствующие о недовольстве сложившимся порядком вещей, о его тяге к обличению, несовместимых с выполнением обязанностей священнослужителя.

На протяжении произведения читатель наблюдает за духовной эволюцией главного герой. Туберозов, постоянно мужая, превращается в сурового обличителя светской и церковной морали.

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot