Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотив игры в романе В. Набокова "Отчаяние"

Замечание 1

Ненадёжный повествователь — это герой-повествователь, который сообщает заведомо недостоверную информацию.

История создания и публикации романа «Отчаяние»

«Отчаяние» - одно из лучших произведений В.В. Набокова. Роман имеет непростую историю создания и публикации, которую писатель описывает в предисловии к англоязычной версии. Произведение было написано на русском языке в 1932 году в Берлине и опубликована в 1934 году в Париже, в эмигрантском журнале «Современные записки». В 1937 году произведение было выпущено в свет на английском языке в Лондоне. Однако книга расходилась плохо, и спустя несколько лет тираж погиб от немецкой бомбы. В 1965 году Набоков снова перевел роман на английский язык, при этом «переделал» его. Сам писатель говорит, что «Отчаяние», как и остальные его книги, не отвечает на социальные запросы эпохи, не содержит истины, не оказывает возвышающего действия на человека и не указывает правильный путь. Набоков отказывает книге в статусе «учебник жизни», но при этом дает однозначную оценку главному герою Герману («негодяй и психопат», «дракон»), тем самым признавая значимость морально-этической проблематики в произведении.

На первый план в романе выдвигается нравственная проблематика:

  • Совместимость гения и злодейства;
  • Границы и понимание свободы воли;
  • Оправдание средств целью;
  • Преступление и наказание.

Для понимания авторской концепции романа следует учитывать интертекстуальную поэтику прозы В. Набокова, который сознательно ориентируется на диалог с философско-этическими исканиями 19-начала 20 вв., в том числе с ницшеанством, гегельянством, экзистенциализмом и т.д., а также с русской культурной традицией в целом и русской литературой, в частности.

Игровой принцип в творчестве В. Набокова

Преимущественное значение в художественном творчестве В.В. Набокова имеет игровой принцип, который определяет структуру практически всех текстов писателя. Л. Н. Рягузова так определяет категорию игры в книгах Набокова: игра – это интеллектуальное развлечение, где автор навязывает правила игры и ставит более высокие требования перед читателями как равноправными партнерами в игре. Такая игровая стихия прозы В. Набокова ведет к формированию игровой стилистики и игровой поэтики.

«Мотив игры в романе В. Набокова "Отчаяние"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Г.Ф. Рахимкулова, А.М. Люксембург, исследователи словесной игры в произведениях Набокова, отмечают, что игровая поэтика – это вся система художественных средств, способствующая созданию игровой специфики произведения. А игровая стилистика – это ресурсы языка, которые помогают достижению цели.

В. Набоков считается виртуозом словесной игры, оказавшим значительное влияние на игровые эксперименты большинства течений и школ нового времени, особенно постмодернистские.

Языковые экзерсисы Набокова, манипуляции со словом и каламбурная техника, высвобождающие игровые ресурсы слова, призваны вовлечь читателя в игровые отношения.

К. Проффер считает, что Набоков требует от своей аудитории многое. Идеальный читатель его книг должен быть опытным литературоведом, владеющим несколькими европейскими языками.

Роман «Отчаяние» - это многослойный, искусно структурированный текст, в котором игра с читателем впервые очевидна настолько, что может считаться шагом навстречу роману «Дар» - самому игровому роману в русскоязычной художественной практике.

Роман «Отчаяние» - это произведение о двойничестве. Эта тема, восходящая к произведениям немецких романтиков Э.Т.А. Гофмана («Двойник», «Эликсиры сатаны»), А. фон Шамиссо («Необычайная история Петера Шлемиля»), под пером В. Набокова значительно трансформируется. Ориентируясь преимущественно на тексты Ф.М. Достоевского («Двойник») и Н.В. Гоголя («Нос»), Набоков живописует ложное двойничество. Двойником главного героя романа Германа является обычный человек по имени Феликс, а не персонификация затаенных желаний героя. Главное отличие произведения Набокова от произведений романтиков заключается в том, что внешне Феликс не похож на Германа, который настолько влюблен в свое отражение в зеркале, что находит обожаемые в себе черты в первом же встречном бродяге.

Специфика словесной игры В. Набокова и ориентация на эрудированного, подготовленного читателя, готового принимать условия игры, обусловленная ею, связана с понятием «узора», выполняющего функцию приема формальной организации текста. Этот «узор» в себя включает набор художественных средств, которые призваны подчеркивать в романе линии из повторяющихся деталей, мотивов, звуков и т.д.. Обнаружить эти линии может только подготовленный читатель.

В свою очередь, стилевые узоры дают подсказку к расшифровке узоров сюжетных и тематических.

Одной из отличительных черт прозы Набокова является пристрастие к атрибутам и мотиву зеркальности.

Зеркало становится значимым образом произведения. Герман, от лица которого ведется повествование, как и сам автор романа, любит играть со словами. Герман называет блестящее зеркало при помощи анаграммы «олакрез» и пытается своей словесной игрой увлечь гипотетических читателей. Германа занимают зеркала-чудовища, которые уплотняют или раздевают человека, и получается «человек-жаба», «человек-бык». Даже небеса представляются Герману кривым зеркалом.

В анаграмме «олакрез» прочитывается и имя лидийского правителя Креза, который знаменит своим непомерным богатством. Этим автор намекает на корыстный мотив преступления героя романа, который убивает Феликса с целью получить крупную страховку. Герман с помощью «олакреза» хочет стать «богатым, как Крез». Герой, считая себя вправе выворачивать слова наизнанку, не замечает разницы смысла этих слов и уравнивает принятое обозначение предмета с его ложным, выдуманным им названием (зеркало – олакрез).

Герман мыслит Феликса зеркалом. Он с упоением указывает на то, что Феликс – левша. И это красноречиво подтверждает то, что Феликс – «олакрез».

Категория игры в произведениях Набокова многоаспектна. В романе «Отчаяние» параллельно развивается несколько каламбурных рядов, которые постоянно переплетаются друг с другом и взаимодействуют.

Дата последнего обновления статьи: 30.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot