Символизм – это одно из модернистских течений в российской поэзии конца 19-начала 20 веков.
Понятие символизма
В традиционной поэтике само слово «символ» означает «многозначное иносказание». Символ – это поэтический образ, который выражает суть какого-то явления. В поэзии символизма символ передает индивидуальные, нередко сиюминутные представления поэта.
Символизм – это модернистское течение в отечественной литературе, которое сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых идей и сущностей, смутных, нередко изощренных чувств, видений.
Характерными чертами для поэтики символизма являются:
- Передача самых тонких движений души;
- Изысканная образность, легкость, музыкальность слога;
- Использование ритмических и звуковых средств поэзии;
- Использование приемов иносказания и намека;
- Отношение к слову, как к шифру духовной тайнописи;
- Стремление создать картину идеального мира;
- Утаенность смысла, недосказанность;
- Эстетизация смерти как начала бытия;
- Ориентация на читателя-творца, читателя-соавтора, элитарность.
Моментом начала русского символизма считается публикация Д. Мережковским статьи «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», которая была им прочитана в Петербурге зимой 1892 года.
Расцвет символизма связан с приходом в литературу в начале 1900-х гг. А. Белого, А. Блока, И. Анненского, Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса и т.д. Важную роль в развитии распространении символизма в России сыграли издательства «Гриф», «Скорпион», «Мусагет», а также журналы «Золотое руно», «Весы».
В 1880-1890-х годах в русскую литературу вошли «новые поэты» - старшие символисты. Они протестовали против оскудения русской поэзии, а главным принципом этого направления стало стремление вернуть ей жизненную силу. Старшими символистами являются: Д.С. Мережковский, В. Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский.
Представители старших символистов развивали в русской литературе западноевропейские тенденции. Они расширяли область поэзии, вводя новые мотивы и темы. Старшие символисты глубоко изучали «новое религиозное сознание». Идеологом старших символистов считается Д.С. Мережковский, а учителем, который разработал новые приемы и формы стихосложения принято считать В. Я. Брюсова.
В неоднородном русском символизме различается петербургская и московская школы. Представителем петербургской школы основывались на религиозно-мистических поисках, которые нашли воплощение в творчестве Н.М. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус. Их интересовала связь между творчеством и религией, интеллигенцией и церковью. Это привело к утверждению «нового религиозного сознания», которое основывалось на стирании границ между жизнью и верой.
Возглавляемая В.Я. Брюсовым московская школа популяризировал в русской поэзии традиции европейского символизма. Они критически относились к сущности символа и утверждали необходимость формального совершенствования стихосложения, а также создание жизнеутверждающих, энергичных произведений.
Представители и обеих школ символизма считали, что творческий акт приближает поэта к самому Творцу, поэтому деятельность художника – это волшебство, таинство, и оно не может быть работой.
Младосимволизм
В конце 19 – начале 20 вв. выделилась группа младосимволистов. В нее входили: А. Белый, А.А. Блок, Вяч. Иванов и т.д.
Основу литературной платформы младосимволистов составила идеалистическая философия В.С. Соловьева с идеей пришествия Вечной Женственности и Третьего Завета. А понимание высшей цели искусства как создания не просто художественного произведения, а как «вселенского духовного организма» укрепляло связь символизма и мистики.
Окончательно символизм как самостоятельное направление сформировался именно в творчестве младосимволистов. Основой их творчества оказалось понимание символизма как тенденции к другому, новому мироощущению, которое по-своему преломляет и искусство.
Ярким представителем младших символистов является А.А. Блок. Его творчество считается универсальным воплощением этого направления.
Религиозно-эстетическая поэзия Вяч. Иванова ориентирована в культурно-философскую проблематику эпохи античности и средневековья. Вяч. Иванов создал своеобразную концепцию символа, имеющего душу, внутреннее развитие, живущего и перерождающегося. Влияние поэта на творчество младосимволистов было сильным и основывалось на упрочении позиций внецерковной мистики.
В начале 20 века между «мистическими» символистами петербургской школы, объединенными Вяч. Ивановым, и «эстетами-москвичами», которые сплотились вокруг В.Я. Брюсова, разгорелась полемика. Этот спор был принципиальным и показал кризис символизма.
Понятие и основные признаки футуризма
Футуризм – это общее название художественных авангардистских движений 1910-1920-х гг., а именно:
- Эгофутуризм;
- Кубофутуризм;
- «Центрифуга»;
- «Мезонин поэзии» и т.д.
Основными признаками футуризма являются:
- Анархичность мировоззрения, бунтарство, выражение массовых настроений толпы;
- Бунт против традиционных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг, плакат, экспериментаторство в области рифмы, ритмики;
- Отрицание культурных традиций и попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- Поиск «самовитого», раскрепощенного слова, попытки создания «заумного» языка;
- Пафос эпатажа;
- Культ индустриальных городов, техники.
Футуризм как течение в русской поэзии возник не в России. Родиной этого движения является Италия, а главным идеологом мирового футуризма считается Филиппо Томазо Маринети.
Футуристы проповедовали разрушение условностей и форм искусства ради его слияния с ускоренным ритмом 20 века. для футуристов характерно преклонение перед скоростью, движением, агрессией и силой, презрение к слабому и возвеличивание себя. Футуристы утверждали приоритет силы, упоение разрушением и войной. По своей идеологии в этом плане футуризм был близок к правым и левым радикалам: коммунистам, анархистам, фашистам.
Русский футуризм не вылился в художественную систему.
Термином «футуризм» обозначали разные тенденции русского авангарда, а системой был сам авангард.
Футуризм оказался более разнородным течением, чем символизм и акмеизм, предшествовавшие ему.
Русский футуризм тесно связан с авангардизмом в живописи. Многие поэты-футуристы были талантливыми художниками, в их числе: В. Каменский, В. Хлебников, Е. Гуро, А. Крученых, В. Маяковский, братья Бурлюки.