Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мистика в произведениях Николая Гоголя

Определение 1

Мистицизм – это богословское и философское учение, особый способ миропонимания и мировосприятия, основанный на интуиции, эмоциях, иррационализме.

Мистическое в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Мистическими тайнами окутана вся жизнь Н.В. Гоголя, приехавшего из Малороссии в Петербург, чтобы стать писателем. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» принес писателю первый литературный успех. А.С. Пушкин назвал это произведение «необыкновенным» явлением. До этого сборника настолько ярко выраженной мистики в русой литературе еще не было.

Сборник состоит из восьми повестей, объединенных «издателем» пасечником Рудым Панько. События повестей происходят в окрестностях Диканьки. В этих произведениях, созданных на основе народных легенд, рассказов, поверий и баек, сосуществуют реальность и мистика, прошлое и настоящее.

Мистическое начало присутствует в семи повестях:

  • «Сорочинская ярмарка»;
  • «Майская ночь, или Утопленница»;
  • «Ночь перед Рождеством»;
  • «Пропавшая грамота»;
  • «Заколдованное место»;
  • «Страшная месть»;
  • «Вечер накануне Ивана Купалы».
Замечание 1

Действие всех произведений происходит в 18 веке, кроме повести «Сорочинская ярмарка» - она про современников писателя.

Прошлое в повестях сборника представлено чудесным и сказочным. Гоголь в нем находит людей, чистых душой и здоровых телом, не увлеченных стремлением наживы, не охваченных душевной ленью. Писатель изображает ярмарочную жизнь и народные праздники. Веселье, праздник, приключения и поверья делают в этих произведениях возможным невозможное. Совершаются свадьбы, которых в обычной жизни бы не было, ведьмы и черти активно вмешиваются в жизнь людей. Праздники проходят в бесконечных тайнах, разоблачениях этих тайн, переодеваниях, мистических превращениях. Автор в этих произведениях не скрывает своего смеха, выражает комические противоречия, которые возникают в повседневной жизни и в праздничной атмосфере.

«Мистика в произведениях Николая Гоголя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В сборнике писатель широко использует фольклор – именно в устном народном творчестве он нашел сюжеты и темы своих произведений. Фольклором Николай Васильевич интересовался еще в молодые годы. По приезде в Петербург он задумал цикл повестей и стал настойчиво пополнять свои знания в этой сфере. В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь просит рассказать об Иване Купале, колядках и русалках, о духах и домовых с их делами и названиями. Писатель просит описать хороводные игры, свадебные обряды, национальные костюмы, а также собрать рукописи и записи о гетманщине.

Гоголь использовал легенду о папоротнике, который расцветает накануне праздника Ивана Купалы, предания о продаже души черту, рассказы о таинственных кладах, о превращениях ведьм и их полетах. Во многих произведениях действуют мифологические персонажи: русалки, оборотни, ведьмы, колдуны, черти, чьим проделкам народные суеверия приписывают всякие нехорошие дела. Этими персонажами писатель обязан народной фантазии.

Старушке на ярмарке показалось, что в образе свиньи она видела сатану. И бабушке все сразу поверили. Никто не сомневается, что все рассказы о нечисти, услышанные ими, – правда. Все боятся, хоть некоторые стараются не показать этого.

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это книга фантастических происшествий. Для писателя мистическое – это одна из важных сторон жизненного уклада. Гоголь считал, что склонность к фантастическому мышлению – это признак духовного здоровья человека.

Мистическое, которое Гоголь почерпнул из малороссийских сказок, в его произведениях переплетается с реальностью, разделяя добро и зло, проясняя отношения между людьми. В этом сборнике герои побеждают зло. И это торжество человека над злом – мотив, характерный для народных сказок. Гоголь наполнил этот мотив новым содержанием. Писатель утверждает силу и мощь человеческого духа, который способен справиться со злыми силами. В ярких, запоминающихся героях Гоголя нет противоречий. Писателю не интересны мелочи повседневной жизни, он стремится выразить главное – широту натуры, дух вольности и гордость вольных «козаков».

Мистическое в сборнике «Миргород»

В 1835 году вышел сборник Н.В. Гоголя «Миргород», основанный на материалах малороссийской жизни. Новый сборник был совершенно непохож на предыдущий.

Действие повестей «Миргорода» происходит в уездном городе, основная достопримечательность которого – огромная лужа. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» сопровождал мягкий юмор писателя, то в «Миргороде» ирония начинается уже с заглавия. Миргород – это обычный провинциальный город, и особый мир, «зазеркалье», где все наоборот.

В жизни людей Гоголь обнажил противоположные начала: общественное и природное, телесное и духовное.

В сборник «Миргород» входит знаменитая повесть «Вий». В основу сюжета этого произведения положен тоже фольклорный источник. Гоголь в примечании к повести отмечает, что образ Вия – это «колоссальное создание простонародного воображения». И поясняет, что Вий – это «начальник гномов, веки которого идут до самой земли».

Сюжет «Вия» тем страшнее, что в отличие от «Вечеров…», здесь потусторонние силы творят отнюдь не мелкие пакости. Здесь не идет полуигра-полуборьба между человеком и мистическими персонажами. Вий – это наивысшая из темных сил, и он не занимается мелкими шалостями. Вий выходит на главную борьбу – против добра, а значит, против жизни.

Здесь даже обыватели, молодой овчар и Дорош, рассуждают о том, что ведьму «никак не узнаешь». Как и в предыдущем сборнике, здесь появляется мотив: баба – ведьма. Но в «Вие» красавица девушка превращается в старую ведьму и трансформируется обратно в молодую панночку.

Дочь богатого сотника, красавица-ведьма, умирая, завещает, чтобы заупокойную службу по ней отслужил Хома Брут, философ-студент. Выбора у студента нет. Приехав на место, Хома Брут узнает, что ему придется отслужить три ночи за упокоение души той самой панночки, которая ранее каталась на нем и которую Хома за это отхлестал. Он себя пытается успокоить тем, что необходимо терпеть всего три ночи, а за это он получит щедрую награду. Но каждая ночь оказалась страшнее предыдущей. Панночка, оживая среди ночи, пытается отомстить студенту. В третью ночь на помощь к ведьме пришел Вий. Хома Брут заглянул в глаза Вию, и умер от страха. Противостоящий человеку мир страшен и враждебен. Одинокий Хома Брут не смог ему противостоять. В этой повести мистическое оказывается ужасающе-непобедимым, здесь перед злом бессильны даже заклинания и молитвы.

Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot