Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мечтатель на Руси советской: жалость, любовь, смерть

Есенинщина – это понятие, получившее широкое распространение после смерти С. Есенина и характеризующее упадочные настроения в условиях послереволюционной действительности.

История в поэзии Есенина

В 1924 году Сергей Есенин создает еще один цикл маленьких поэм, объединенных тематически и ритмически. Эти поэмы написаны разностопным ямбом с преобладанием пятистопного.

Ключевыми в «Возвращении на Родину» являются следующие строки:

Но все ж готов упасть я на колени,

Увидев вас, любимые края.

В поэзию Есенина отчетливо входит история. Он с тревогой и удивлением отмечает изменения, произошедшие в родной деревне: крест, сбитый в церкви, календарь с портретом Ленина, висящий вместо иконы и комсомолка-сестра, которая вместо Библии читает «Капитал» Карла Маркса. Сам поэт тоже пытается освоить «священную книгу» новой эпохи, однако роман с «Капиталом» у него не складывается, и это приводит поэта к совершенно безрадостному выводу:

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Есенин душой все же остается с Русью уходящей: с жеребенком, который никак не может угнаться за поездом, не с агитками Маяковского или Демьяна Бедного, а с народной песней, не с учением Маркса, а с Псалтирью.

Замечание 1

«Русь уходящая» - короткая поэма, написанная в 1924 году.

В поэзию 1923-1925 годов в значительно большей степени, чем ранее, входит история и биография поэта. Есенин, как и Маяковский, вводит в свою поэзию родных, описывает подробности собственной жизни:

  • «Письмо деду»
  • «Письмо матери»
  • «Письмо к сестре»
  • «Мой путь».

Прежние образы пастуха, инока, хулигана сменяются образом лирического героя, наиболее близкого к автору.

Современник Есенина, литературовед Ю. Н. Тынянов неодобрительно заметил, что читатель к его стихам относятся, как к документам или как к письму, полученному от Есенина. Однако такая интимность – это заразительное свойство произведений Есенина. С этого момента для читателей и поэтов нескольких поколений он становится не поэтом Сергеем Есениным, а скорее Сережей, близким собеседником.

«Мечтатель на Руси советской: жалость, любовь, смерть» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Начинающий поэт Павел Коган спрашивает своих невидимых оппонентов:

Вы умеете, коль надо,

двинуть с розмаху по роже?

Вы умеете ли плакать?

Вы читали ли Сережу?».

Этот вопрос он задает в ту эпоху, когда какой-либо интерес к поэту был объявлен нежелательной «есенинщиной».

«Мы теперь уходим понемногу…». Мотив прощания с миром в позднем творчестве Есенина

Есенин, еще не достигнув даже тридцати лет, уже чувствует себя человеком, у которого за плечами огромная жизнь. В стихотворении «Мне грустно на тебя смотреть…», написанном в 1923 году, возникает афоризм, который впоследствии цитировали, переписывали и повторяли разочарованные юноши:

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

В этот период определяющим в творчестве Есенина становится мотив подведения итогов. Озорство, хулиганство, удаль теперь он воспринимает как прошлые ошибки. На смену им приходят созерцательность, покаяние, светлая грусть. Поздняя лирика поэта – это постоянное его прощание с миром.

В стихотворении "Мы теперь уходим понемногу", написанном в 1925 году, перечисляются ценности, с которыми поэту больно расставаться – это детали родной природы – «березовые чащи», «лебяжья шея ржи», «розовая водь». И снова, так же, как и в юности, Есенин говори о счастье существования, творчества, любви.

В поздних стихах Есенина мотив смерти в виде растворения в природе представлен не только в виде словесных формулировок, но и мифологически, в духе ранней лирики.

Поэтика сложных образов в последних произведениях Сергея Есенина сочетается с поэтикой простых слов.

В цикле «Персидские мотивы» в последний раз вспыхивают яркость и буйство праздничных красок. Стихи об экзотическом мире Персии, где так никогда и не побывал Есенин, написанные в Баку, изображают причудливый восточный мир в таких же цветах, в каких юный поэт описывал когда-то Русь – голубом и золотом. О любви же теперь Есенин пишет с грустью и сожалением, а не откровенно и грубо, в духе «Москвы кабацкой».

Строфа «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне...Шаганэ ты моя, Шаганэ», как и многие стихи цикла «Персидские мотивы», построена по принципу композиционного кольца. Использование Есениным в своих поздних стихах постоянных анафор, синтаксического параллелизма, а также других видов повторов, неслучайны. Основной, доминирующей интонацией стихов Есенина является песенная интонация. Такой тип стиха исследователи называют напевом. Слышавшие авторское исполнение современники свидетельствуют о том, что Есенин не просто читал, он почти пел стихи, выдела внутреннюю мелодию в произведении. Не случайно на поздние тексты Есенина было написано множество песен, а некоторые из них стали народными. Есенинская короткая песня стала важным и необходимым звеном отечественной лирики 20 века.

Маяковский и Есенин часто сталкивались и полемизировали. Оба поэта претендовали на первое место в русской поэзии 1920-х годов. Эстетические отношения между художественными мирами этих двух поэтов можно представить в виде цепочки оппозиций:

  • Есенин – чистый лирик, а Маяковский из лирического рода постоянно стремится к эпосу, к изображению Истории и Революции;
  • Есенина называют последним поэтом деревни, а Маяковского – певцом адища города;
  • Есенин - имажинист, Маяковский – футурист;
  • Есенин смотрит в прошлое, а Маяковский стремится в будущее;
  • Метафора Есенина органична и разворачивается в антропоморфные образы. У Маяковского метафора конструктивна, а способом ее развертывания является реализация;
  • Стих Маяковского –ораторский, строящийся на выкрике, акцентированном слове (например, «Слушайте, товарищи потомки!»). Есенинский же стих – напевный, и ориентирован он скорее на «бормотание», внутреннее интонирование (например, «Отговорила роща золотая…»).

Таким образом, Есенин и Маяковский – полюса отечественной лирики 20 века. Это две значимые фигуры русской поэзии Серебряного века.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot