Начало творческого пути Максима Горького
Творческий дебют известного русского писателя Максима Горького начался в 1892 году с публикации рассказа «Макар Чудра». Произведение было напечатано в газете «Кавказ». В это же время появился и литературный псевдоним А. М. Пешкова – Максим Горький.
Через три года, в 1895 году, был напечатан следующий рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Это произведение было опубликовано в трех апрельских номерах издания «Самарская газета».
Успех к Горькому пришел с самого начала литературной деятельности. Дебютные произведения понравились и читателям, и критикам. Рассказы получили множество восторженных отзывов. Так в литературе появилось новое имя.
В 1899 году в журнале «Жизнь» был опубликован роман Максима Горького «Фома Гордеев». Это произведение принесло писателю мировую славу признание. Через год Горький создает следующий роман «Трое», а затем пишет свои первые пьесы:
- в 1901 году была написана пьеса «Мещане»
- в 1902 году – «На дне»
- в 1904 году – «Дачники»
- в 1905 году - «Варвары» и «Дети солнца».
Творчество Горького в эмиграции
В 1905 году Максим Горький знакомится с В. И. Лениным В 1906 году Горький, во избежание репрессий за поддержку революционного движения, был вынужден эмигрировать за границу. Сначала писатель уезжает в США, а затем переезжает в Италию, на Капри. В период своего пребывания на Капри Горький сблизился с видным революционером и философом А. А. Богдановым. В 1909 году Максим Горький вместе с Богдановым и Луначарским создают на Капри партийную школу, где писатель читает лекции по истории российской литературы. Главная задача партийной школы заключалась в совмещении русского богостроительства и революционных идей.
Эти идеи отражаются в почести М. Горького «Исповедь», написанной в 1908 году. Идея нового мира, социализм, становилась новой религией, которая основывалась на вере в их торжество. В соответствии с наивно-идеалистическими взглядами русской интеллигенции, сформировавшимися еще в последние годы 19 века, народ в этой новой концепции выступает одновременно и в роли богостроителя, и в роли божества. То есть Богданов и Горький собрались представить народ в качестве божества уже после того, как свершилась революция 1905 года, которая показала истинное лицо народа. В это же появляется сборник «Вехи», в котором авторы, ужасаясь пугачевщины и разинщины, предлагали иначе взглянуть на идею служения народу-богоносцу.
Идея Богданова и Горького не понравилась Ленину, который считал, что совмещение социалистических идей и божественной веры в эти идеи невозможно.
Период жизни на Капри стал очень плодотворным для творчества Максима Горького. В этот период были написаны следующие произведения:
- пьеса «Последние»
- первая редакция «Вассы Железновой»
- повесть «Городок Окуров»
- повесть «Лето»
- роман «Жизнь Матвея Кожемякина».
Роман «Жизнь Матвея Кожемякина» Горький считал национально значимым произведением. Отрицательные черты национального характера, такие как пассивность в отношении к реальности, неспособность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, которые выливаются в трагедию бессмысленно прожитой жизни, писатель отразил в образе главного персонажа романа.
После амнистии 1913 года Горький возвращается в Петербург, где пишет цикл «Сказки об Италии», первые две части автобиографической трилогии «Детство» и «В людях».
Революцию 1917 года писатель воспринял неоднозначно. Горький верил в необходимость революции, в необходимость социальных реформ, но при этом опасался, что эти идеалы будут искажены и считал, что крестьянство не способно к развитию и движению, и не может быть революционным.
Свои сомнения Горький отразил в цикле статей «Несвоевременные мысли», который опубликовал в газете «Новая жизнь в 1917-1918 гг. Горький был поражен устраиваемыми самосудами, разграблениями культурных ценностей людьми, которые презирают культуру, пьяными погромами. Писатель пришел к пессимистическому выводу том, что революция – это тотальное разрушение культуры, жизни и государства.
Газета «Новая жизнь» была закрыта в 1918 году, а отношения Горького с большевиками еще сильнее обострились. Дружба с Лениным переросла в конфликт, и Горький, по настоянию Ленина, был вынужден вновь эмигрировать.
До весны 1924 года писатель жил в Германии и Чехословакии, а затем переехал в Италию. Во время пребывания в Италии Горький завершил работу над своей автобиографической трилогией, написав третью часть «Мои университеты». В этот же период он написал роман «Дело Артамоновых» и начал работать над произведением «Жизнь Клима Самгина». Эта книга так и не была дописана.
Примечательно, что Горький ни одного произведения не написал о зарубежье и о послереволюционной жизни в России.
Возвращение в Россию
В 1931 году писатель вернулся в Россию. Горький стала первым официальным советским писателем, был лично знаком со Сталиным, а в квартире писателя Сталин проводил свои встречи с литераторами.
На одной из подобных встреч возник термин «социалистический реализм».
Основной темой, беспокоившей Горького в 30-е годы, была судьба личности в страшной реальности 20 века, действительности, которая лишает человека творческой, социальной и личной свободы. Одно из его последних произведений «Сомов и другие», которая заканчивается тем, что всех главных персонажей произведения арестовывают чекисты, была закончена в 1931 году.
Однако это произведение нигде не было опубликовано писателем. Книга была издана лишь в 1941 году, уже после смерти автора.
Максим Горький далеко не такой однозначный писатель, каким долгое время его представляли исследователи. На всем творческом пути писателя одновременно в нем совмещались человеколюбие и идеологичность. А преобладание взгляда, ориентированного на пролетариат, после 1905 года распространилось на все творчество писателя. Горький вошел в русскую литературу как основатель нового направления – социалистического реализма.