Соцреализм – это художественный метод искусства и литературы, который представляет собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира.
Влияние революции 1917 года на развитие русской литературы
Октябрьская революция 1917 года привела к тотальному изменению роли писателей в обществе, типа писателя и самой литературы в целом. Несмотря на идеологическое давление на литературу, она не переставала развиваться. Развитие литературы происходило потоками, литературный процесс носил многомерный характер. Можно выделить три основных направления литературы этого периода:
- Русская советская литературы, в основном – литература социалистического реализма;
- Литература русского зарубежья;
- Литература андеграунда (запрещенная литература, потайная литература).
Развитие этих направлений происходило параллельно, они практически не пересекались между собой. Это обусловило особенности каждого направления. Литература русского зарубежья практически утратила связь с современностью, с родной почвой, потеряла своего читателя. Ведущими темами этого направления стали русская история и тема революционного времени.
Развитие литературы андеграунда происходило под запретом, подпольно. Писатели этого направления выработали свой собственный стиль и эзопов язык, а при первой возможности она утекла на запад. Вписаться в перестроенную Россию послевоенного периода эта литература так и не смогла.
Однако больше всего пострадала советская литература, признанная официально. Попытка установить собственные законы провалилась, литература оторвалась от мирового литературного процесса.
В послереволюционный период произошло размежевание и в писательской среде.
Писатели, которые вошли в литературу еще до октябрьской революции, разделились на тех, кто принял новую власть, на тех, кто был против нее и на тех, кто колебался.
Революция разделила прозаиков и поэтов по идейной направленности, а не по степени их таланта. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский приветствовали это событие. Тот, кто революцию не принял, не принял новую идеологию заплатил за это изгнанием, а некоторые даже жизнью. Среди них были Иван Бунин, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Иван Шмелев, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Михаил Булгаков и другие.
Отношение некоторых поэтов к революции
Сергей Есенин не мог остаться равнодушным к событиям октября 1917 года. Они вызывали бурю эмоций у поэта, стали для него причиной глубоких волнений и переживаний, вдохновили поэта на создание произведений, в которых он осваивал новые темы и использовал новые жанры. Есенин в годы революции всецело был на стороне Октября, однако принимал ее по-своему, «с крестьянским уклоном». Поэма «Преображение» была первым откликом Есенина на события октября 1917 года. Он представляет революцию началом всего сущего на Земле, началом великолепия и изобилия. «Зреет час преображения» - пишет Есенин, который с нетерпением ждет появления «светлого гостя». В стихотворении «Небесный барабанщик» поэт призывает борцов революции сплотиться против врага, которого он называет «белым стадом горилл». В произведении проглядывается разухабистость, бунтарский дух и безоглядность. Однако в скором времени к поэту приходит разочарование в отношении революции. Есенин стал смотреть в настоящее, а не в будущее. И оказалось, что надежды и чаяния поэта на «мужицкий рай» не оправдались. Поэт увидел и другие стороны революции, которые совершенно не мог воспринимать как положительные.
В произведениях Эдуарда Багрицкого такая тема, как человек и кровь революционной диктатуры, являющаяся актуальной для революционного времени, ставится особенно остро. Лирический герой Багрицкого ясно осознает все ужасы этой эпохи и не прячется от них. Характерная для раннего Багрицкого гармоничность, радость жизни сходит на нет. В 1929 году поэт пишет страшное стихотворение «ТВЦ»:
Век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой,
Иди – и не бойся с ним рядом встать.
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься – а вокруг враги,
Руки протянешь – и нет друзей,
Но если он скажет: «Солги!» – солги.
Но если он скажет: «Убей!» – убей.
Восприятие действительности Багрицким достаточно сложно. В его творчестве проблема «что думать и что говорить?» не решена однозначно. Ужасы эпохи его отталкивают, но все же он пытается найти в себе веру в жизнь.
Революция ужаснула Зинаиду Гиппиус. Поэтесса восприняла ее как торжество «надмирного зла», «воцарение царства Антихриста». Сборник «Последние стихи. 1914-1918» стал поэтическим документом, в котором отражается отношение Зинаиды Гиппиус к событиям 1917-1918 гг. Гиппиус не приняла большевизм, отзывалась о нем воинствующе резко, однако отчужденность от родины она переживала чрезвычайно остро. По инициативе Гиппиус в Париже было создано общество «Зеленая лампа», которое было призвано объединить разнообразные литературные круги эмиграции.
Для Николая Гумилева преданное служению искусству было превыше всего. Поэт уклонялся от прямого диалога с современниками, у него нет политических стихов. Молчал он и том, что происходило с его родной страной и народом в те огненные годы. Однако молчание тоже воспринималось как определенная гражданская позиция. Несмотря на то, что он не написал ни единой «антисоветской» строки, поэт был обречен. Словно предчувствуя это, он писал:
И умру я не в постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Иван Бунин не скрывал своего резко отрицательного отношения к революции, которое выразил в своем дневнике «Окаянные дни». Большевистский переворот писатель воспринимал как разрыв исторического времени. в распаде российской дореволюционной жизни он видит распад мировой гармони, а единственное утешение, по его мнению – это религия.
Владимир Маяковский принял революцию с восторгом, и это отношение проходит красной нитью через все его творчество. Однако поэт осознает, что смена власти – это общественное потрясение, которое несет не только свободу простому народу, но и голод, разруху, болезни, пьяный разгул. В поэзии Маяковского доминирующим пафосом становится героика и оптимизм. Революционный романтизм – основной метод творчества поэта, а главная тема – борьба за утверждение нового общества. Будущее и коммунизм для Маяковского стали практически синонимами.