Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литература и революция: поэты и вожди

Определение 1

Соцреализм – это художественный метод искусства и литературы, который представляет собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира.

Влияние революции 1917 года на развитие русской литературы

Октябрьская революция 1917 года привела к тотальному изменению роли писателей в обществе, типа писателя и самой литературы в целом. Несмотря на идеологическое давление на литературу, она не переставала развиваться. Развитие литературы происходило потоками, литературный процесс носил многомерный характер. Можно выделить три основных направления литературы этого периода:

  • Русская советская литературы, в основном – литература социалистического реализма;
  • Литература русского зарубежья;
  • Литература андеграунда (запрещенная литература, потайная литература).

Развитие этих направлений происходило параллельно, они практически не пересекались между собой. Это обусловило особенности каждого направления. Литература русского зарубежья практически утратила связь с современностью, с родной почвой, потеряла своего читателя. Ведущими темами этого направления стали русская история и тема революционного времени.

Развитие литературы андеграунда происходило под запретом, подпольно. Писатели этого направления выработали свой собственный стиль и эзопов язык, а при первой возможности она утекла на запад. Вписаться в перестроенную Россию послевоенного периода эта литература так и не смогла.

Однако больше всего пострадала советская литература, признанная официально. Попытка установить собственные законы провалилась, литература оторвалась от мирового литературного процесса.

В послереволюционный период произошло размежевание и в писательской среде.

Замечание 1

Писатели, которые вошли в литературу еще до октябрьской революции, разделились на тех, кто принял новую власть, на тех, кто был против нее и на тех, кто колебался.

«Литература и революция: поэты и вожди» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Революция разделила прозаиков и поэтов по идейной направленности, а не по степени их таланта. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский приветствовали это событие. Тот, кто революцию не принял, не принял новую идеологию заплатил за это изгнанием, а некоторые даже жизнью. Среди них были Иван Бунин, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Иван Шмелев, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Михаил Булгаков и другие.

Отношение некоторых поэтов к революции

Сергей Есенин не мог остаться равнодушным к событиям октября 1917 года. Они вызывали бурю эмоций у поэта, стали для него причиной глубоких волнений и переживаний, вдохновили поэта на создание произведений, в которых он осваивал новые темы и использовал новые жанры. Есенин в годы революции всецело был на стороне Октября, однако принимал ее по-своему, «с крестьянским уклоном». Поэма «Преображение» была первым откликом Есенина на события октября 1917 года. Он представляет революцию началом всего сущего на Земле, началом великолепия и изобилия. «Зреет час преображения» - пишет Есенин, который с нетерпением ждет появления «светлого гостя». В стихотворении «Небесный барабанщик» поэт призывает борцов революции сплотиться против врага, которого он называет «белым стадом горилл». В произведении проглядывается разухабистость, бунтарский дух и безоглядность. Однако в скором времени к поэту приходит разочарование в отношении революции. Есенин стал смотреть в настоящее, а не в будущее. И оказалось, что надежды и чаяния поэта на «мужицкий рай» не оправдались. Поэт увидел и другие стороны революции, которые совершенно не мог воспринимать как положительные.

В произведениях Эдуарда Багрицкого такая тема, как человек и кровь революционной диктатуры, являющаяся актуальной для революционного времени, ставится особенно остро. Лирический герой Багрицкого ясно осознает все ужасы этой эпохи и не прячется от них. Характерная для раннего Багрицкого гармоничность, радость жизни сходит на нет. В 1929 году поэт пишет страшное стихотворение «ТВЦ»:

Век поджидает на мостовой,

Сосредоточен, как часовой,

Иди – и не бойся с ним рядом встать.

Твое одиночество веку под стать.

Оглянешься – а вокруг враги,

Руки протянешь – и нет друзей,

Но если он скажет: «Солги!» – солги.

Но если он скажет: «Убей!» – убей.

Восприятие действительности Багрицким достаточно сложно. В его творчестве проблема «что думать и что говорить?» не решена однозначно. Ужасы эпохи его отталкивают, но все же он пытается найти в себе веру в жизнь.

Революция ужаснула Зинаиду Гиппиус. Поэтесса восприняла ее как торжество «надмирного зла», «воцарение царства Антихриста». Сборник «Последние стихи. 1914-1918» стал поэтическим документом, в котором отражается отношение Зинаиды Гиппиус к событиям 1917-1918 гг. Гиппиус не приняла большевизм, отзывалась о нем воинствующе резко, однако отчужденность от родины она переживала чрезвычайно остро. По инициативе Гиппиус в Париже было создано общество «Зеленая лампа», которое было призвано объединить разнообразные литературные круги эмиграции.

Для Николая Гумилева преданное служению искусству было превыше всего. Поэт уклонялся от прямого диалога с современниками, у него нет политических стихов. Молчал он и том, что происходило с его родной страной и народом в те огненные годы. Однако молчание тоже воспринималось как определенная гражданская позиция. Несмотря на то, что он не написал ни единой «антисоветской» строки, поэт был обречен. Словно предчувствуя это, он писал:

И умру я не в постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Иван Бунин не скрывал своего резко отрицательного отношения к революции, которое выразил в своем дневнике «Окаянные дни». Большевистский переворот писатель воспринимал как разрыв исторического времени. в распаде российской дореволюционной жизни он видит распад мировой гармони, а единственное утешение, по его мнению – это религия.

Владимир Маяковский принял революцию с восторгом, и это отношение проходит красной нитью через все его творчество. Однако поэт осознает, что смена власти – это общественное потрясение, которое несет не только свободу простому народу, но и голод, разруху, болезни, пьяный разгул. В поэзии Маяковского доминирующим пафосом становится героика и оптимизм. Революционный романтизм – основной метод творчества поэта, а главная тема – борьба за утверждение нового общества. Будущее и коммунизм для Маяковского стали практически синонимами.

Дата последнего обновления статьи: 03.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot