К сожалению, из-за отсутствия авторских свидетельств и многих рукописей история создания «Героя нашего времени» известна не полностью. Известно, что М. Ю. Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» в 1830–1840 годах во время ссылки на Кавказе. Первая публикация датирована 1840 годом. Данное произведение задумывалось автором как несколько отдельных путевых заметок, посвященных Кавказу. Однако после успеха рассказов в «Отечественных записках», М. Ю. Лермонтов соединил их воедино и добавил несколько новых глав.
Главный герой – офицер Печорин, как и автор романа, относится к «потерянному поколению». В 30–40 годы XIX века страна переживала значительные потрясения, вызвавшие стремительную смену идеалов и политических взглядов в обществе после подавленного восстания декабристов. Образ Печорина является собирательным, отразившим основные особенности общества. Молодые люди того времени, как и персонаж романа, находились на распутье, лишившись старых убеждений и жизненных целей, они не обрели новых стремлений. Они, по сути, уже пережили собственную духовную смерть и не проявляют интереса к жизни. Однако реальные исторические события в произведении описаны туманно и не влияют на развитие сюжетной линии.
Таким образом, произведение можно отнести к жанру социально-психологического романа. Однако вместе с тем в романе раскрывается и нравственно-философская тематика.
Сюжет, композиция произведения
Сюжет «Героя нашего времени» построен необычным образом. В романе отсутствует экспозиция, и читателю ничего не известно о прошлом главного героя. Не известно ни где Печорин вырос, ни какое у него образование, ни причина его поездки на Кавказ. Читателю ничего не известно о семье главного героя, однако, принимая во внимание характер Печорина, можно предположить, что ее у него нет. Нет у него и друзей,
...потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!
Роман разбит на пять частей, каждая из которых имеет собственную завершенную сюжетную линию.
Композиция произведения – кольцевая. Роман начинается с повести «Бэла» и заканчивается «Фаталистом». Действие обеих зарисовок относится к периоду службы Печорина в горной крепости.
Кроме того, интересен тот факт, что остальные части произведения расположены с нарушением хронологии. Из этого можно сделать вывод, что автору была важна не временная последовательность событий, а полное раскрытие характера главного героя. М. Ю. Лермонтов наглядно демонстрирует, что ни сами события, ни их последовательность не влияют на человеческую судьбу, и важен только внутренний мир человека.
Однако несмотря на это, автор не показывает свое отношение к персонажу и не дает оценку его поступкам, оставляя это на суд читателей. В процессе создания образа своего главного персонажа автор прибегает к стереоскопичности изображения, предоставляя читателю самостоятельно вынести свое суждение на основании сопряжения разных точек зрения, разных восприятий, причем, это восприятие существенно отличается. Ключевыми оценками, которые формируют стереоскопичность изображения Печорина, выступают оценки:
- княжны Марии;
- драгунского капитана Грушницкого (слова, произнесенные во время дуэли);
- Веры (её письмо).
Система персонажей произведения
«Герой нашего времен» – многогеройное произведение. Все персонажи, включенные в повествование, влияют на развитие сюжета и раскрытие личности Печорина. Ни Бэлу, Ни Максима Максимыча, ни Грушницкого, ни Вернера нельзя назвать второстепенными персонажами.
Более того, Грушницкий, Вернер и Вулич являются своеобразными двойниками главного героя:
- Грушницкий появляется в рассказе «Княжна Мэри». С Печориным их объединяют возраст, дворянское происхождение и офицерский чин. Однако с первых же страниц бросается в глаза поверхностность и недалекость Грушницкого, любящего тешить самолюбие и красоваться перед окружающими своими поступками. В то же время он унижает Печорина, высмеивая его искренние порывы и упрекает в желании произвести впечатление на толпу. Данный конфликт приводит к тому, что главный герой влюбляет в себя княжну Мэри, к которой выражал романтическую симпатию его неприятель.
- Вернер же, не похож на Печорина ни внешне, ни по роду деятельности, однако они имеют схожие взгляды на жизнь. Он тоже скептичен, имеет материалистические взгляды и лишился интереса к жизни, считая свое существование лишенным смысла и цели. Но в отличие от главного героя, он еще не утратил способность сопереживать окружающим и оплакивать чужое горе.
- Третий двойник – Вулич имеет с Печориным схожий образ жизни, но совершено противоположные взгляды на жизнь, веря в предопределенность человеческой судьбы и неспособность человека избежать участи, уготованной высшими силами.
Иначе говоря, вводя различные образы, Лермонтов стремится к наиболее полному раскрытию образа Печорина, причем, раскрытие образа главного персонажа осуществляется в форме противопоставления Я Печорина с Другими.
Важное место в романе занимает любовная тема. Через отношения героя с женщинами раскрывается его внутренний мир. Однако Печорин никем не увлекался надолго. Остывая, он оставлял девушек с разбитым сердцем. В «Княжне Мэре» он и вовсе играл с чувствами возлюбленной ради собственной выгоды.
Поскольку автор стремился наиболее полно передать характер главного героя, он задействует для этого различные художественные средства, включая внутренние монологи и психологические пейзажи.
«Герой нашего времени» занимает центральное место в творчестве М. Ю. Лермонтова.
В данном романе он расширил привычные возможности композиции, ввел в русскую литературу прием циклизации и подарил миру образ Печорина.
Главный герой является одновременно и негативным, и положительным, вызывающим сочувствие, персонажем. Он является потерянным человек, не способным найти своего места в жизни. Это и есть главная беда поколения, отраженная М. Ю. Лермонтовым в романе.