Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лексический анализ текста М.М. Пришвина "Чёрный араб"

Определение 1

Лексический анализ текста — это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ лексических единиц текста, их роли в данном тексте.

Тема и основная идея произведения

Очерк-поэма «Черный араб» является вершиной дореволюционного творчества М. Пришвина. В этом произведении воплотились не только его удивительная зоркость, умение подметить едва уловимое, характерное, в нем Пришвин раскрылся как писатель-философ, который ищет у природы ответы на вечные вопросы. Очерк пронизан идеей о целостности и единстве всего живого. «Черный араб» - это не сюжетная проза в обычном смысле этого слова. Для этого произведения характерными являются:

  • Современные смещения;
  • Чередование картин с авторскими размышлениями и воспоминаниями;
  • Голос автора, который постоянно комментирует виденное.

В этом произведении внимание автора равномерно распределяется между собой и окружающим миром.

Бытовой материал в этом произведении превращен в восточную сказку. Произведение построено на фантастическом преображении героя и местности.

Замечание 1

Черный Араб – человек, который принял обет молчания.

Степь, по которой странствует Черный Араб, с одной стороны реальна, в ней живут кочевники. С другой стороны, эта степь волшебная. Черного Араба постоянно сопровождают миражи и слухи. Он тщательно скрывает свое имя, никому неизвестно, куда он направляется и зачем, границы пространства и времени размыты. В этом произведении нет социальных контрастов, а герои живут в гармонии с природой и миром.

Через все произведение лейтмотивом проходит тема поиска истинной правды, поиска земли обетованной.

Поэтика произведения

В «Черном арабе» Пришвин, как и в остальных своих произведениях, очень поэтично описывает природу. Картины природы здесь написаны яркими красками и наполнены глубоким символическим смыслом. У Пришвина цвет является и фоном, и частью действия.

«Лексический анализ текста М.М. Пришвина "Чёрный араб"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существенную роль в поэтике очерка играет символика:

  • Библейская;
  • Фольклорная;
  • Природная;
  • Цветовая;
  • Символика чисел.

А повторы деталей портретов, описаний явлений природы, действий, отельных слов придают очерку ритмичность. Очерк поражает своей музыкальностью и живописной силой.

В художественном методе Пришвина сочетаются черты символизма и реализма. от символизма здесь – субъективизм, эстетизм, культ формы и ориентация на чужое сознание, твердая убежденность в значимости искусства, в высокой миссии писателя; от реализма – осмысление жизни России, точность в изображении быта, верность действительности, освещение жизни в разных ракурсах: политики, экономики, культуры, религии, философии.

Сам писатель всегда считал себя реалистом. По его словам, настоящий реалист – это тот, кто видит одинаково и светлое, и темное, но ведет свое дело в светлую сторону, и реальностью считает лишь тот путь, который был пройден в светлую сторону.

По мнению современных исследователей, М. Пришвин является неореалистом. З. Гиппиус называет писателя «описателем», которого не интересуют общественные проблемы. Пришвина обвиняли в аполитизме и реалисты, и модернисты. И эти упреки не были беспочвенными – писатель отказался от политической борьбы, избрав путь Слова ради утверждения жизни.

Поэтический мир произведения подвижен. Здесь реальность перетекает в мираж, а мираж подтверждается в реальной действительности аналогичными ситуациями.

В повести отчетливо проявляется мироощущение Пришвина. Писателю были близки идеи «русского космизма». Он интуитивно подошел к тому, что называется космоцентризмом. Космос – это центр культурно-исторического самоопределения человека. И Пришвин отчетливо понимает феномен человека как необходимого звена в мировой целостности.

Особенности языка Пришвина

У Пришвина слово естественно входит в порядок обыденной жизни. Возможно, именно поэтому в Пришвине не могли узнать философа, ученого поэта, считая его то детским писателем, то этнографом.

У Пришвина особый строй речи: музыкальная последовательность в построении слов, внутренние созвучия с ней, ритмическое развитие мысли. Речь у Пришвина идет расширяющимися смысловыми кругами и в результате приводит к образу – обобщающему мысли завершающему кругу.

Музыку слов и поэзию Пришвин нашел в народной речи, к ее истоков. Сказ, песня, стих, услышанные писателем на Севере, не сочинялись народом, а вырастали из переживаний и жизненных событий поющего человека. Таким образом в народном языке поэтизировалась, возвышалась проза.

Лирический герой произведения любит жизнь, а в ней все то, что требует участия. Даже при самых сложных обстоятельствах герои Пришвина сохраняют радость жизни. В описании природы Пришвин достоверен, а само описание реалистично и поэтично. Фотографическая точность в прозе писателя самым удивительным образом сочетается с высокой поэзией. Именно это сочетание является отличительной чертой Пришвина.

Основной особенностью и силой пришвинского слова является сочетание поэзии с точностью наблюдений и философичностью мысли.

В поэтической повести «Черный араб» Пришвин достиг полного слияния с природой и людьми. На глазах читателя Пришвин с самой первой страницы произведения перевоплощается в Черного Араба и мчится от аула к аулу, от всадника к всаднику.

В системе поэтических средств выразительности начальной стадией является сравнение. Выражается простейшая форма сравнения посредством подсобных слов: будто, как, словно, точно, как будто, как бы, подобно, похоже на и т.д.

Пришвин часто употребляет эпитеты. Смысловые приращения характерны особенно для обозначения цвета. Например, у Пришвина прилагательное «белый» обозначает не только цвет пустыни, солнце, юрты. Белый – символ праздника, радости, торжества.

Для художественной речи Пришвина характерна глубокая и широкая метафоричность, образность. Писатель использует возможности синонимии, многозначности, разнообразные стилевые пласты лексики. Средства выразительности, включая и нейтральные, призваны служить выражению поэтической мысли Пришвина.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot