Комедия характеров — это комедия, источник смешного в которой заключается во внутренней сути, смешной однобокости, гипертрофированных чертах характера персонажей.
Особенности ранних комедий Сумарокова
Творчество А. П. Сумарокова – это образец классицизма в русской литературе. Для писателя слово является не просто инструментом для создания образов. Он непрерывно размышляет и рассуждает о сути слова. по убеждению Сумарокова, каждое слово должно употребляться в одном значении, свойственном ему. И найти это значение означает понять, какое место занимает предмет, обозначаемый этим словом, в мировом порядке.
Сумароков был талантливым литератором, и оказал большое влияние на развитие русской литературы второй половины 18 века.
Современники ставили комедии А. П. Сумарокова ниже его трагедий. Они не составили важного этапа в развитии драматургии, хоть обладали целым рядом достоинства. Сумароков первым России начал писать комедии.
Всего он написал двенадцать комедий, которые хронологически можно разделить на три группы:
- Пьесы, написанные в 1750 году: «Пустая ссора», «Тресотиниус», «Чудовищи»;
- Комедии, написанные в 1764-1768 гг.: «Опекун», «Приданое», «Три брата совместники», «Лихоимец», «Нарцисс», «Ядовитый»;
- Комедии 1772 года: «Мать совместница дочери», «Рогоносец по воображению», «Вздорщица».
Писатель создавал комедии порывами и хватался за этот неблизкий ему жанр как за сильное сатирическое или полемическое оружие. Сумароков не работал долго и тщательно над своими комедиями, что видно и по их датам, и по тексту, и по пометкам автора.
В первых комедиях писателя нет даже настоящего связующего сюжета. В них есть рудимент сюжета – влюбленная пара, которая в конце сочетается браком. Однако эта любовная тема не оказывает особого влияния на ход действия. Можно сказать, что и собственно действия в первых комедиях нет. Они представляют собой ряд более-менее связанных сцен. На сцену театра одна за другой выходят комические маски. Действующие лица представляют осмеиваемые пороки. Они показывают свой порок в диалоге, который не двигает ход действия. Когда же пороки и комические диалоги исчерпываются, комедия заканчивается, а борьба за руку и сердце героини не объединяет темы и диалоги. Подобное построение комедии близко к построению площадных интермедий или сатирических сценок, в частности, петрушечной комедии. Примечательно, что в первых комедиях Сумарокова очень много действующих лиц. Например, в комедии в одном действии «Тресотиниус» десять действующих лиц, а в комедии «Чудовищи» - одиннадцать.
Если на сцене первых комедий Сумарокова нет единого действия, в них нет и подлинного быта. Сценическая площадка первых комедий, как условная сцена интермедий, представляет собой условное место, в котором никто не живет, и где только появляются действующие лица для демонстрации недостатков, также изображенных условно. В этих пьесах условно-гротескная манера исполнения. Сумароков любит фарсовый комизм – смешные пикировки персонажей, драки на сцене и т.д.
Состав действующих лиц первых комедий Сумарокова определен во многом составом масок итальянской народной комедии. В ранних комедиях Сумароков кроме традиции итальянской комедии масок использовал и драматургию Гольберга, и мотивы французских пьес, в частности, Мольера.
Комедии 1764-1768 гг.
Следующие шесть комедий Сумарокова отличаются от ранних произведений, хоть многое в них и остается прежним:
- Метод условного изображения;
- Условные имена;
- Отсутствие жизни на сцене.
Но изменилось построение пьес. Писатель переходит к типу комедии характеров. В центре внимания автора в каждой пьесе оказывается один образ, а остальные нужны для оттенения этого образа или для фиксации сюжета, который по-прежнему малосущественен. Например, «Опекун» - это комедия о дворянине-ростовщике Чужехвате. И этот же образ является единственным в «Лихоимце». «Ядовитый» - это пьеса о клеветнике Герострате.
Кроме центральных образов, в комедиях А. П. Сумарокова нет других характеров. Остальные действующие лица являются положительными героями. Центральные характеры писатель вырисовывает с особой тщательностью. Он обставляет их бытовыми деталями реального типа. Все они связаны со злобой дня и замыслом, и отдельными намеками.
Само движение писателя от комедии положений к комедии характеров было обусловлено не столько личной эволюцией Сумарокова, сколько влиянием, которое он испытывал со стороны комедийного репертуара того времени. первые комедии писателя открыли ему дорогу в театр. В 1756 году был организован постоянный театр, и Сумарокову требовался репертуар, в том числе и комедийный.
«Рогоносец по воображению»
Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется ростом оппозиционных настроений в среде разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это был период, когда просветительская мысль была обращена к постановке крестьянского вопроса. Проблема взаимоотношений крестьян и помещиков стал решаться в разных жанрах литературы более осмысленно.
В этот период Фонвизин написал свою первую бытовую комедию «Бригадир». Это была комедия о жизни русского провинциального дворянства. Влияние «Бригадира» заметно в последних комедиях А.П.Сумарокова. Вслед за пьесой Фонвизина появилась комедия Сумарокова «Рогоносец по воображению», предвосхитившая появление фонвизинского «Недоросля».
В пьесе «Рогоносец по воображению» в центре внимания Сумарокова оказывается быт небогатых провинциальных помещиков, Хавроньи и Викула. Невежество, ограниченность интересов, недалекость – главные характеристики героев. При этом персонажи комедии Сумарокова лишены односторонности. Писатель, высмеивая нелепость и дикость этих людей, рассуждающих только о жнитве, севе, курах, умолоте, людей, у которых крестьяне ходят по миру, показывает и черты, которые вызывают сочувствие. Хавронья и Викул трогают читателя своей взаимной привязанностью. Комедия «Рогоносец по воображению» считается вершиной комедийного творчества А. П. Сумарокова.