Психологический роман — это разновидность романа, в котором целью автора является изображение внутреннего мира человека.
«Униженные и оскорбленные» в романе Достоевского
Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского является одним из выдающихся произведений отечественной и мировой литературы. Произведение по праву называют энциклопедией жизни России 60-х годов. «Преступление и наказание» - это книга великой скорби, в которой раскрывается бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя.
Главная идея произведения – поиски правды.
Трагедия главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне безвыходности и страданий населяющих Петербург «униженных и оскорбленных». Отношение автора к героям проявляется в нескольких моментах:
- В описании бедняцкого быта (Раскольниковых и Мармеладовых);
- В острой постановке тем проституции и алкоголизма;
- В осуждении карьеристов, ловкачей и мелких дельцов (Коха, Лужина, вдовы Реслих и т.д.).
В этих мрачных картинах надругательства над человеком, нищеты. Одиночества, духоты жизни, безысходности перед читателем предстает образ города-гиганта Петербурга, который удивляет фантастичностью контрастов. Города, в котором на каждом шагу человека подстерегают материальные и социальные «шутки», вызывающие нравственные трагедии и конфликты. И из них «униженные и оскорбленные» не видят выхода.
Лейтмотивом романа является безысходность.
Сцена знакомства главного героя с Мармеладовым задает тон всему повествованию. Фраза Мармеладова о том, что идти уже больше некуда, поднимает сцену в трактире, фигуру маленького человека, тему романа на высоты философского размышления о судьбах человечества.
Ситуация окрашивается в драматические тона монологом Мармеладова, который скорее имеет характер исповеди. И становится понятно, что Мармеладов, и герои, подобные ему, отвергнуты обществом, им больше не на что надеяться и совершенно некуда идти.
Так же некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило противоречие между прошлой, богатой, обеспеченной жизнью и настоящей, нищенской и жалкой. Для ее честолюбивой натуры такое положение невыносимо.
Чистая, невинная девушка, Соня Мармеладова, вынуждена пойти торговать собой, чтобы хоть как-то прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. В образе Сони Достоевский воплотил идею отказа от себя, идею самопожертвования. И эта идея поднимает образ героини до символа общечеловеческого страдания. Для Достоевского страдания сливались с любовью. А Соня Мармеладова в романе – это олицетворение кротости и смирения, любви к людям. Именно поэтому девушке удалось сохранить свою нравственную чистоту в той жуткой грязи, в которую она оказалась брошенной жизнью.
Образ сестры Раскольникова, Дунечки, наполнен тем же смыслом. Девушка согласилась на ту же жертву, что и Мармеладова. Дунечка во имя своего горячо любимого братца соглашается выйти замуж за буржуазного дельца Лужина, самовлюбленного тирана, карьериста, унижающего людей.
Всем героям романа Достоевского присуща такая черта, как превосходная степень выражения чувств. Например, у Сони Мармеладовой это жажда самопожертвования, у Катерины Ивановны – непомерная исступленная гордость, у Дуни – безграничная любовь к брату. Положение тупика, безнадежности толкает этих людей на совершение моральных преступлений против самих же себя. Жестокое буржуазное общество ставит «униженных и оскорбленных» перед выбором таких путей, которые всегда ведут к сделкам с совестью, к бесчеловечности.
Идея Раскольникова как способ помочь «униженным и оскорбленным»
Родион Раскольников, главный герой романа, мучается от осознания абсолютной безысходности. Он не может найти в себе силы признать такую жизнь, примириться с ней, подобно Мармеладову. Сердце Раскольникова исполнено тоской, болью, страданием за людей, которые оказались в тяжелом положении, в жестоком мире страданий и лишений. Родион наблюдает за картинами страданий и унижений, свидетелем которых он поневоле становится (например, сцена самоубийства женщины, эпизод на Конногвардейском бульваре, гибель Мармеладова). Он отчаянно ищет способ помочь «униженным и оскорбленным» и сам того не желая оказывается во власти безумной идеи, толкнувшей его на преступление.
Эта широкая картина действительности, написанная мастером, показывает реальную почву, на которой происходит формирование мысли о преступлении у главного героя. раскольников страстно и беспощадно осуждает этот мир, несправедливый, полный унижений и бессмысленных страданий.
Само буржуазное сознание, само общество порождают идеи наподобие идеи Раскольникова – убить, потому что наполеоны, владыки, богачи, уважаемые обществом, счастливца, удачники не остановятся ни перед чем во имя достижения своей цели, во имя успеха. В теории Раскольникова заключается идея буржуазного сверхчеловека, который не признает нравственных ограничений и которому позволено все.
Еще одно объяснение мотивов преступления Родиона Раскольникова представляет собой форму буржуазно-анархического протеста – убийство одной твари во имя жизней тысяч людей, достойных существования.
Убийство ростовщицы – тяжелое преступление Раскольникова – должно дать ответ на вопрос, мучающий его: кто же он сам? К какому разряду людей он принадлежит? К «обыкновенным» или «право имеющим»? может ли он перешагнуть через принцип? Раскольников своим поступком хотел убить человечность, принцип гуманизма, однако он не сумел вынести мук разъединенности с людьми, той пустоты и ужаса нравственного одиночества, которое означает смерть души человека.
Однако самым печальным в этом гнетущем мире «униженных и оскорбленных» является отсутствие надежды на возможность выхода, надежды на просветление. Самый страшный тупик заключается в том выводе, который делает Ф. М. Достоевский – не существует реального выхода из безграничных стараний человечества. Однако в главных героях этого произведения есть способность к непредвиденному поступку. Герои «Преступления и наказания» сохраняют в себе источник некоего нравственного чуда. Их души скрывают неожиданные резервы, и сами герои не подозревают о них. И именно в таком отношении Достоевский наделил героев своего произведения тем, что было свойственно ему самому.