Тоталитаризм – это политическим режим, подразумевающий полный контроль над всеми сферами общественной и частной жизни.
Антитоталитарная литература
Преодоление наследия тоталитаризма стало главным содержанием эпохи «оттепели». Сложившаяся в годы правления И.В. Сталина государственная система основывалась на коллективизме, подавлении свободы, использовании методов принуждения, абсолютном контроле за человеком и всеми аспектами жизни – экономикой, политикой, искусством и т.д. В тоталитарном обществе человек не является свободной личностью, он всего лишь «винтик» государственной машины.
Тоталитарная эпоха – это время, когда ставятся под сомнение или вовсе отвергаются универсальные этические ценности.
Вместо этих ценностей насаждаются идеологические догмы. Это время, когда национальное приносится в жертву социально-классовому. Это время, когда сама человеческая жизнь обесценивается, а в обществе господствуют страх, поиск и уничтожение «врагов», повсеместная подозрительность, которые провоцируются и поощряются властью.
Эстетической проекцией этой системы в литературе стал социалистический реализм. Правда, позиции этого направления к началу 50-х годов были ослаблены под напором новых художественных и интеллектуальных запросов времени.
Смерть И.В. Сталина, критика «культа личности» значительно ускорили процесс расшатывания тоталитаризма, включая и господствовавшую в сталинскую эпоху эстетику. Конечно, процесс перемен и в обществе, и в литературе шел медленно, иногда с разочарованиями, противоречиями и откатами назад. Повсеместно о себе давали знать рецидивы недавнего прошлом. Это проявлялось, например, в ожесточенных критических нападках на авторов, которые призывали к переменами (Б. Пастернак, В. Гроссман, А. Солженицын, В. Дудинцев, А. Яшин и т.д.).
Антитоталитарная литература, вопреки распространенному мнению, не исчерпывается только теми произведениями, в которых содержатся прямые разоблачения сталинского режима, повествуется о преступлениях власти против народа, в частности, о ГУЛАГе коллективизации. Антитоталитарными в широком смысле являются все литературные произведения, выражающие неприятие тоталитарной идеологии и предлагающие альтернативную систему ценностей. Например, к числу таких произведений можно отнести роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», рассказ М. Шолохова «Судьба человека», повесть И. Эренбурга «Оттепель».
Название последнего из этих произведений стало использоваться для обозначения постсталинской эпохи.
В эпоху «оттепели» возникли целые направления, которые отвергали каноны соцреализма и идею тоталитаризма:
- Деревенская проза (В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев);
- Исповедальная проза (А. Гладилин, В. Аксенов, Л. Кузнецов);
- Лейтенантская проза (В. Быков, Ю. Бондарев, К. Воробьев):
- Лагерная проза (В. Шаламов, А. Солженицын).
Лагерная проза оказалась самым сильным художественным аргументом против тоталитаризма.
Лагерная проза А. Солженицына и В. Шаламова
А.И. Солженицын получил всемирную известность благодаря произведениям, в которых поднимается вопрос о причинах и следствиях трагического разлома русской национальной жизни в революционные годы, о массовых репрессиях и других преступлениях тоталитарного режима, о деградации деревни, катастрофических последствиях рыночных реформ 90-х годов.
Солженицын в своей жизни прошел через многое – и через войну, и через сталинские лагеря и тюрьмы, и «вечную ссылку», и смертельное заболевание, и чудесное исцеление, и реабилитацию. Он испытал триумф, мировое признание и славу, преследования, клевету, травлю, изгнание из родной страны и т.д. Все это нашло воплощение в его творчестве.
В 1962 году вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», задуманный писателем еще в начале 1950-х годов в Экибастузском особом лагере. Даже в смягченной журнальной версии это произведением имело настолько острое содержание, что разрешение на публикацию пришлось добиваться у Н.С. Хрущева.
Публикация вызвала небывалый резонанс, ведь Солженицын стал не только первооткрывателем темы репрессий, но и художественно реабилитировал жертв ГУЛАГа, чем заслужил признательность современников. Но некоторые читатели были разочарованы тем, что в рассказе отсутствуют прямые разоблачения Сталина и описания зверств лагерных палачей. Например, В. Шаламов считал, что в рассказах Солженицына лагерь «легкий, не совсем настоящий».
Сюжетная основа рассказа «Один день Ивана Денисовича» проста – здесь описывается обычный день заключенного. Но воссозданный в рассказе день лагерного заключенного разрастается до символа эпохи.
Шаламов, за плечами которого было двадцать лет лагерей, писал о тонком и глубоком понимании Солженицыным крестьянской психологии. По мнению Шаламова, основными чертами героя рассказа Солженицына являются:
- Умная покорность судьбе;
- Умная независимость;
- Недоверие;
- Умение приспособиться к обстоятельствам.
«Колымские рассказы» В. Шаламова, как и «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына – это энциклопедия лагерного мира, составленная по принципу мозаики. Рассказы Шаламова в своей совокупности создают общую картину лагерного быта, показывают разные сферы этого аномального мира и разные категории его обитателей. Отличие произведений Солженицына и Шаламова состоит в том, что у второго лагерь – это полюс абсолютного зла, в котором отсутствует даже намек на проявление нравственного начала, мир, в котором происходит только физическое уничтожение и растление человека.
Солженицын в начале 1960-х годов предложил Шаламову написать совместную книгу о лагерях, однако творческий тандем не сложился ввиду несовместимости характеров, несовпадений в ритме и темпе творческого труда, а также концептуальных расхождений. В. Шаламов считал, что лагерь только растлевает, а Солженицын доказывал, что лагерь дает шанс на духовное возвышение. Более того, Солженицын благодарил судьбу за свой лагерный опыт.