Иван Стаднюк – советский писатель, драматург, сценарист, военный журналист, известность которому принесли произведения об украинском селе.
Биографическая справка
Он родился в 1921 году. Его малая родина – село Кордышевка Винницкой области. С детства знакомый с крестьянским трудом, Иван Стаднюк большую часть своего творчества посвятил сельской теме. Когда он учился в начальной школе, начался страшный голод. Это было период 1932-1933 годов, когда люди вымирали целыми селениями и хуторами. Ивана Фотиевича отправили в Чернигов, где он жил и учился под патронажем своего брата Якова и сестры Афии. В это время он делает первые шаги в журналистике, сотрудничая с газетой «Сталинский шлях».
Закончив школу и определившись с будущей профессией, Стаднюк поступает в Украинский институт журналистики, но в том же 1939 году призывается в армию. Он служит в Смоленске, где в 1941 году заканчивает Смоленское военное училище. За год до этого в смоленской областной газете «Рабочий путь» появляются его первые заметки и статьи. Практически сразу после окончания училища, Иван Стаднюк уходит на войну. Он служит политруком и работает военным корреспондентом. Он вышел из окружения в Белоруссии, создав перед этим партизанский отряд. За героизм, проявленный в боях, за смелость и отвагу Иван Фотиевич Стаднюк был награжден орденом Красной Звезды. Пройдя всю войну, он не раз говорил о том, что кто, как не он знает и может описать все нюансы военных действий, характер народа-победителя, его волю к победе.
После войны он продолжил службу в армии. В 1957 году получил высшее образование, стал профессиональным специалистом в области истории войн и военного искусства. Работал в газетах и журналах военной тематики. Писал книги. В 1954 году стал членом совета Союза писателей СССР. Его карьера стремительно росла. После Смоленска, Почетным жителем которого он является, И.Ф. Стаднюк жил в Москве. Всегда пользовался только служебным транспортом. Но при этом никогда не забывал о своих корнях и был честен перед собой и народом.
Его позиция по отношению к историческим личностям, особенно к И.В. Сталину, всегда оставалась неизменной. Даже после выступления Н. Хрущева Стаднюк не стал лавировать с суждениями, держа «нос поверху», как это сделали многие из его коллег. Он оставался верен своим принципам, как настоящий коммунист, дорожил дружбой и доверял своим товарищам, которые вели страну к победе над фашизмом, а затем и к заветному строительству социализма. Собирая материалы к своим книгам, Иван Стаднюк работал в архивах ГКО, ставки Верховного главнокомандования и Генерального штаба. Он считал, что народ имеет знать правду и должен ее знать. В 1993 году он опубликовал «Исповедь сталиниста», которую назвал «исповедью без покаяния».
Творчество
Наиболее известными произведениями автора являются:
- «Следопыты»;
- «Максим Перепелица»;
- «Люди не ангелы»;
- «Служу Советскому Союзу»;
- «Война»
Свою первую повесть «Следопыты» Стаднюк написал и издал в 1950 году. Затем был сборник рассказов и статей «Это не забудется», а в 1952 году выходит сборник «Максим Перепелица», на основе которого через три года снимается полюбившийся всему советскому народу одноименный фильм. Сценарий к нему также принадлежит перу И.Ф. Стаднюка. Образ веселого, находчивого и очень обаятельного «хлопца», с одной стороны, имел развлекательный характер, а с другой – морально-воспитательный. Любые увертки Перепелицы от исполнения прямых обязанностей обязательно наказывались. И в то же время его смекалка и инициатива помогли ему заслужить благодарность генерала и вернуться в родное село настоящим героем. Не зря говорят, что армия делает из мужчины человека. Образ Максима Перепелицы отличается от признанных литературных героев с критериями советского человека. При всех недостатках, которые у него есть, Перепелица остается нестандартным и интересным персонажем советской литературы, благодаря живости характера и истинно народного характера.
Книга «Люди не ангелы» была написана еще в 1963 году. В то время была издана ее первая часть. И.Ф. Стаднюк вспоминал, что Молотов крайне не одобрял этот роман, несмотря на то, что во многих крестьянских вопросах их мнения совпадали. Вторая книга была издана в 1972 году и сразу же была переведена на все языки народов Советского Союза. Сейчас кажется, что роман напичкан коммунистической пропагандой, но это не так. В те годы люди действительно так думали и поступали, а писатель отразил особенности эпохи в своей книге. Получилась своеобразная полувековая летопись села, с его радостями, проблемами, приобретениями и потерями. Большое внимание автор обратил на характеры персонажей, их поведение в различных ситуациях и общечеловеческие качества.
В 50-е – 60-е годы после успеха «Максима Перепелицы» Стаднюка приглашают написать сценарии еще к нескольким фильмам. В 1964 году выходит фильм «Ключи от неба». Комедия о талантливом, но безалаберном радиолюбителе продолжила тему становления юношей посредством службы в армии.
Затем были фильмы «Служу Советскому Союзу» и «Меж высоких хлебов». Последующие сценарии написаны к кинокартинам «Дипломаты поневоле» (1978), «Спокойствие отменяется» (1983), «Война на западном направлении» (1990).
Начиная с 1967 года И.Ф. Стаднюк возвращается к главной теме своего творчества – Великой Отечественной войне. Роман–эпопея «Война» начинает выходить из печати с 1969 года. За последующие 10 лет было написано еще две книги. Последняя третья появилась в 1980 году. Через пять лет Стаднюк печатает продолжение романа под названием «Москва. 1941-й». А 1990 году выходит еще одно продолжение «Меч над Москвой».
Роман «Война» считается лучшим произведением из того, что успел написать И.Ф. Стаднюк. Это беспристрастная оценка происходящих событий, оформленная в художественное произведение. Это история людей, от простых солдат до генералов, с их характерами, судьбами, переживаниями и размышлениями:
- Как историк Стаднюк описал все реальные события, хронологию сражений, расстановку сил в международной политике;
- Как художник, он создал разнохарактерные образы, «очеловечил» фигуры военачальников, изложив их размышления на бумаге.
Иван Фотиевич Стаднюк до конца своих дней писал и издавал книги, жил полноценной жизнью. Он был заместителем главного редактора журнала «Огонек» и секретарем Московской организации писателей. Он умер в 1994 году и похоронен в Москве. Творческое наследие писателя до сих пор изучается и составляет золотой фонд советской литературы.