Реализм — это литературное направление, цель которого – правдивое воспроизведение действительности в типических чертах.
Тема и проблематика рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из лучших произведений И. А. Бунина. Уже в выборе названия произведения обнаруживается глубина его замысла.
Бунин принципиально оставляет главного героя рассказа без имени – его положение в произведении ограничивается лишь социальным статусом состоятельного американского туриста. Способ существования этого человека, господина из Сан-Франциско, потребительское отношение к жизни в определенной степени присущ многим людям.
Именно поэтому обозначение «господин из Сан-Франциско» можно понимать как «один из многих», «человек».
То есть автор уже в названии произведения заявляет не просто о социальном содержании рассказа – осуждении потребительского отношения, бездуховного существования богатых аристократов, а о его всечеловеческом содержании. Что касается темы произведения, она вполне буднична для творчества И. А. Бунина – жизнь и смерть человека, смысл его жизни на земле.
В рассказе Бунин поднимает следующие вопросы:
- В чем заключается настоящая значимость денег и богатства в жизни человека?
- Возможно ли за деньги приобрести счастье и радость?
- Кто свободнее – бедняки или богачи?
- Стоит ли ради призрачного будущего вознаграждения постоянно терпеть лишения?
- Для чего человек пришел в этот мир, каково его назначение?
Последний вопрос особенно интерес. К нему обращались многие литераторы, задумываясь о смысле существования. И.А.Бунин в своем рассказе не углубляется в сложную философию и делает довольно простой вывод – человек должен прожить вою жизнь так, чтобы после себя оставить след. При этом не имеет значения, будут ли это реформы в жизни миллионов человек, или же это будут произведения искусства либо просто светлая память в сердцах близких. Герой рассказа, господин из Сан-Франциско, ушел бесследно, не оставив после себя ничего. Об этом человеке даже искренне не скорбит, даже самые близкие люди – жена и дочь.
Особенности стиля и содержания рассказа
Фабула рассказа в соответствии с выбранной темой подчеркнуто лишена какой-либо занимательности интриги. Господин из Сан-Франциско, мужчина 58 лет, с супругой и дочерью едет путешествовать в Европу на два года, однако скоропостижно умирает в пути. Тело героя на том же корабле отправляется в обратный путь. Но сюжет произведения оказывается намного сложнее незатейливой, скупой фабулы.
Господин из Сан-Франциско твердо уверен, что является хозяином жизни. Он планирует двухлетнее развлекательное путешествие, не сомневаясь, что ему не смогут помешать никакие случайности. Герой рассказа уверен, что он заслужил право на отдых, ведь он уже достаточно потрудился в своей жизни и теперь у него есть деньги. Он плывет на роскошном пароходе, похожем на большой отель высшего класса, в котором есть восточные бани, ночной бар и даже собственная газета. Пассажиры благодаря комфорту не обращают никакого внимания на бушующий океан. Их жизнь идет в привычном ритме – завтрак, отдых, чтение газеты, обед, танцы, развлечения. Размеренная, сытая жизнь продолжается и в Италии, с той лишь разницей, что в распорядок дня теперь входит еще и беглый осмотр достопримечательностей, который вызывает у американцев только скуку. Господин из Сан-Франциско не ощущает внутренней потребности любоваться прекрасной природой, памятниками искусства и архитектуры, так как это требует сотворчества, духовной работы.
После приступа «морской болезни» , случившегося на катере по пути в Сорренто, герою Италия кажется отвратительной. По мере развития сюжета главный герой совершенно не меняется, так как он давно умер духовно. Красота Италии не способна заставить его прозреть, увидеть жизнь с другой стороны, во всей ее красе. Господин из Сан-Франциско не чувствует приближения смерти, отгоняет от себя дурные мысли, не обращает внимания на мистические совпадения. По замыслу автора, тот, кто не е может почувствовать жизнь, не чувствует и смерти. Существования смерти не хотят замечать и другие постояльцы отеля, в котором скончался герой рассказа. С точки зрения этих людей, господин из Сан-Франциско совершил неприличный поступок, ведь он расстроил их обед и тарантеллу. Ирония автора проявляется в том, что тело господина из Сан-Франциско отправляется в обратный путь в каком-то ящике из-под содовой. Бунин этой деталью намекает на бренность плотских радостей, которые так ценил герой рассказа.
Неслучаен и выбор формы повествования в произведении. Перед читателем речь автора-повествователя, практически не прерываемая речью персонажей. Сам герой рассказа всего шесть раз за все путешествие разжимает губы для того, чтобы отдать прислуге односложные приказания. Так же молчат его жена, дочь и другие персонажи. Читатель находится только во власти авторского слова. Для чего же Бунин погрузил всех героев своего произведения в такое молчание? Отсутствие речевой характеристики образа является важной характеристикой способа существования, неприемлемого для автора – в художественном мире этого произведения нет теплоты человеческих отношений, мир в нем холоден, бездушен, сух. Кроме того, молчание главного героя дает возможность автору выразить заранее свою художественную философию – безликий, безгласный господин становится иллюстрацией, материалом, поводом к размышлениям о жизни человека.
От остальных произведений Бунина этот рассказ отличается торжественным, несколько тяжеловесным стилем, и это придает ему в какой-то степени притчевое звучание.
Рассказ написан сложными предложениями, которые часто занимают целый абзац. Язык произведения насыщен эмоционально-экспрессивной лексикой. В системе персонажей рассказа важное место занимают персонажи второго плана – обычные итальянцы, которые умеют радоваться жизни, в отличие от постояльцев гостиницы, чувствуют прелесть земного существования. Автор подчеркивает, что бедные люди видят то, что недоступно богатым.