Притча — это небольшой рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль, нравственное поучение.
Авторская концепция образа Николая Угодника
В 1931 году вышла в свет итоговая книга А.М. Ремизова «Образ Николая Чудотворца». До этого момента Ремизов занимался этой темой почти 25 лет. Первая из опубликованных притч «Никола Угодник» напечатана была еще в 1907 году.
В 1917 году в свет вышел сборник А.М. Ремизова «Николины притчи». Практически все легенды, вошедшие в этот сборник, были написаны в период с 1913 по 1916 годы и ранее публиковались в периодических изданиях.
В первые годы публикации народных легенд Ремизова обвиняли в плагиате. Писателю тогда пришлось выступить с объяснениями своего подхода к тексту-источнику и к фольклору. Он утверждал, в частности, что в случае художественного пересказа фольклорных сюжетов все сводится к амплификации подробностей либо к дополнению к тексту, чтобы «дать сказку в ее идеальном виде». По мнению Ремизова, мастерство художника состоит в том, чтобы сохранить текст.
Первая легенда сборника «Николины притчи» «Никола Угодник» после рассказа о деятельности святого на русской земле завершается «амплификацией» стиха сербского происхождения с описанием празднования Никольщины в раю.
Чаще всего главный герой произведений цикла «Николины притчи» появляется в образе старичка, порой даже без указания имени. В текстах-источниках он часто заменяет других святых и даже самого Христа. Основными действиями Николы являются заступничество за бедных, помощь крестьянам в их нелегком труде. Но он может и наказать за скупость, жадность, ложь, непослушание. Никола неизменно награждает за щедрость.
Круг тем, интересующих писателя, отражается в выборе им конкретных фольклорных источников. Значительное место в сборнике «Николины притчи» занимают такие темы:
- Тема «бедовой доли» - несчастий, бедности, тяжелого труда;
- Тема принятия своей судьбы;
- Тема попытки обойти судьбу.
Ремизов применял двойственный подход к описанию образа Николая-угодника. Писатель стремился к воссозданию первоосновы и созданию собственного произведения.
В причте «Николин дар» Николай находится в своеобразной оппозиции с пророком Ильей. Святые обнаруживают разный взгляд на человека и его проблемы. В центре этой притчи оказывается Иван, простой русский человек. Он беден, но это не ему не мешает жить по божьим заповедям. Иван трудится, не унывает и благодарит Бога за все. Во время пахоты он имеет привычку петь, что свойственно русскому человеку. И именно это обстоятельство разделяет мнения Ильи и Николая, заставляет святых действовать по-разному. Илья и Никола, встретив Ивана на жатве, воспринимают его веселье с разных позиций. Илье, отличающемуся грозным нравом, пение Ивана кажется излишним. Кроме того, Илью возмутил ответ Ивана о том, что он поет, чтобы «батюшка Никола Угодник пшенички зародил». В авторской концепции Ремизова святые могут видеть друг в друге конкурентов и даже конфликтовать. Илья неоднократно предлагает Николе радикальный выход из ситуаций, однако Никола каждый раз оказывается на стороне милосердия и добра.
«Николин дар»
Это же убеждение писателя демонстрируется в другой притче сборника – «Николин дар». Илья возмущен невежеством Ивана и хочет его проучить. Доводы Николы о том, что простому человеку высокие знания не под силу, оказываются напрасными, Илья непреклонен. Он собирается прибить всю пшеницу градом. Однако Николай-угодник не зря слывет заступником человека. Иван Николаю импонирует своими качествами – верой, трудолюбием, умением не унывать, искренностью, веселым нравом. Николай, осведомленный о планах Ильи, решает помочь Ивану. Он встречает крестьянина, как всегда веселого, поющего, на поле с богатым урожаем и советует продать пшеницу на корню. Крестьянин, конечно, недоумевает, удивляется, но прислушивается к совету святителя. И как только Иван продал пшеницу, угроза Ильи сбылась – поднялась туча, и пшеницу прибило градом.
Затем на этом же разоренном поле снова встречаются Илья и Никола. Илья хвалится сделанным, говорит о том, что «Иваново поле» получило по заслугам.
Илья не обладает способностями проникать в замыслы Николы, и не знает, что поле принадлежит другому человеку. Новый владелец разорен не по своей вине.
Илья спешит исправить эту ситуацию. В это время Никола дает Ивану совет снова купить пшеницу. Крестьянин снова сомневается, но прислушивается к совету Николы, и вновь остается в выигрыше.
Так Ремизов в очередной раз показывает доброту, милосердие, справедливость Николы и его великую мудрость.
Образ русского народа в притче «Николин завет»
В притче «Николин завет» Ремизов рассказывает о том, что Никола может выбирать среди людей распространителей христианской веры - апостолов. Так происходит с героем рассказа Филиппом. Жизнь Филиппа нелегка, хоть бедняком назвать его и нельзя. Его мучает душевная боль – от сыновей долгое время нет никаких вестей с войны. Филипп отличается высокими душевными качествами, и поэтому Никола выбирает его для такой важной миссии.
Эта притча решена Ремизовым при помощи впечатляющих образов. Филиппа призывает колокольный звон – это обозначает всю масштабность события. Начиная со встречи со святым, Филипп складывает руки крестом, как на причастии, и в таком положении находится до конца повествования. Но и за пределы рассказа он выходит с крещеными руками. Филипп не сразу понимает, какое чудо с ним приключилось. Когда осознает, у него «дух захватывает». Филипп с этой минуты становится на божественный путь, отринув от себя земное.
В этой притче символичным образом автор изображает суть русского народа и его миссии на земле. Это народ-страдалец, распространитель и хранитель православной веры. И образ Николы здесь приобретает новые черты. Он уже не седой старичок, а воин Христов, готовый не только спасать, миловать и помогать, но и карать.