Пьеса – это драматическое произведение для театрального представления.
Идейный смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный идейный смысл пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в изображении столкновения двух противоборствующих общественно-политических лагерей. В конфликте раскрываются типические черты, сила и слабость, социально-историческая сущность дворянского освободительного движения. Драма главного героя является отражением еще более широкого общеевропейского явления. Чацкий терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к миру скалозубов и фамусовых, однако пока еще недостаточно сильного в определении верных путей борьбы за преобразование реальной действительности.
Чацкий является истинным представителем века Просвещения. Причины уродливости существующего социального устройства герой пьесы видел именно в неразумности общества. Чацкий верил, что крепостной строй можно исправить и изменить путем воздействия благородных гуманных идей. Однако жизнь нанесла этим мечтаниям и надеждам сильный удар, раскрыв чрезмерно идеалистический характер просветительского понимания реальности, осложненного романтическими мечтаниями. В общественной драме Чацкого нашла отражение слабость дворянского освободительного движения. Одновременно писатель запечатлел и важнейший исторический момент в духовном развитии европейских народов – кризис рационалистической философии Просвещения.
Пафос произведения оптимистичен. Автор показывает, что горе от ума испытывает не только главный герой. Чацкие наносят своими обличениями молчалиным и фамусовым сильнейший удар. Кончилось спокойное, беспечное существование фамусовского общества. Паразитический эгоизм этого строя обличен, философия осуждена. И если пока еще чацкие в своей борьбе недостаточно сильны, то уже и фамусовы бессильны остановить развитие передовых идей и наступление просвещения. В комедии Грибоедова не завершилась борьба против молчалиных и фамусовых, а в русской жизни она только начиналась. Декабристы, и Чацкий как выразитель их идей оказались представителями первого этапа русского освободительного движения.
Особенности конфликта пьесы «Горе от ума»
Произведение А. С. Грибоедова во многом новаторское, своеобразное, необычное для своего времени.
Основная особенность этого произведения заключается во взаимодействии двух сюжетообразующих конфликтных линий:
- Общественно-идеологического конфликта, где главный герой сталкивается с консервативно настроенными представителями фамусовского общества;
- Любовный конфликт, участниками которого являются Софья и Чацкий.
Если рассматривать произведение с точки зрения проблематики, то на первом месте оказывается конфликт между главным героем и фамусовским обществом, однако не менее важным в развитии сюжета является и традиционный любовный конфликт. Именно ради встречи с Софьей так спешил в Москву Чацкий. Оба конфликта усиливают и дополняют друг друга. Они в равной степени нужны для того, чтобы лучше понять характеры, мировоззрение, психологию, взаимоотношения персонажей.
В сюжетных линиях комедии обнаруживаются элементы классического сюжета, где:
- Экспозиция – это все сцены первого действия, которые предшествуют появлению главного героя в доме Фамусовых;
- Завязка любовного сюжета, начало любовного конфликта – приезд Чацкого, первый разговор с Софьей;
- Развитие общественно-идеологического конфликта – первый разговор Чацкого с Фамусовым.
- Развитие обоих конфликтов в комедии происходит параллельно. Этапами развития любовного конфликта являются диалоги Чацкого с Софьей. Он настойчиво пытается вызвать девушку на откровенность, выяснить причину ее холодности к нему, понять, кто является ее избранником.
Конфликт главного героя с фамусовским обществом состоит из ряда частных конфликтов – словесные перепалки главного героя с Фамусовым, Молчалиным, Скалозубом и остальными представителями московского общества.
Благодаря частным конфликтам на сцене появляется множество второстепенных персонажей, что позволяет раскрыть автору картину нравов, показать психологию и принципы людей, среди которых приходится находиться Чацкому не только в доме Фамусовых, но и в жизни.
Два конфликта в произведении Грибоедова идут всегда рядом, соприкасаясь, расходясь и вновь соприкасаясь. Однако в кульминационный момент конфликты снова соединяются и обусловливают жизненный крах Чацкого. Основу кульминации общественно-идеологического сюжета составляет слух о сумасшествии Чацкого, а повод к возникновению этого слуха подала София репликой «Он не в своем уме». Девушка бросила эти слова случайно, подразумевая, что герой сошел с ума от любви и стал для нее невыносимым.
Автор здесь использует прием, основу которого составляет игра смыслов и слов. Брошенные Софьей слова услышал сплетник и понял их буквально. Софья же решила этим недоразумением воспользоваться, чтобы отомстить Чацкому, при этом, став источником сплетни, она разрушила все мосты между собой и Чацким.
Кульминация любовного сюжета, таким образом, предопределяет и кульминацию сюжета общественно-идеологического. Благодаря такому решению обе самостоятельные сюжетные линии произведения пересекаются в общей точке кульминации – сцене, в результате которой Чацкого признают сумасшедшим.
Сумасшествием в доме Фамусова фактически объявляют любое инакомыслие, нежелание жить так, как предписано общественным мнением.
Сюжетные линии комедии после кульминации расходятся снова. Развязка любовного конфликта предшествует развязке общественно-идеологического конфликта. А ночная сцена, в которой участвуют Лиза и Молчалин, Софья и Чацкий, поясняет положение героев, делает тайное явным. Чацкий узнает, кто был его соперником, а Софья видит лицемерие Молчалина.
В финале комедии Чацкий в обоих конфликтах терпит поражение. Но не все так просто, как покажет будущее, Чацкий – человек нового времени, и в перспективе он одержит победу.