Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Футуризм в литературе серебряного века

Определение понятия "футуризм", истоки футуризма

Определение 1

Слово футуризм происходит от латинского «futurum», что в переводе означает «будущее». Под футуризмом понимают художественное авангардистское движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX столетия.

Изначально футуризм возник на Западе, родиной этого движения стала Италия. Главным идеологом футуризма считается знаменитый итальянский литератор Филиппо Томмазо Маринетти. 20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» был опубликован «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте декларировал о «антикультурой, антиэстетической и антифилософской» направленности нового течения. Манифест имел две части: текста-вступления и программу, которая включала в себя одиннадцать тезисов – основных положений футуризма.

В футуризме слова лишались строгих рамок синтаксических периодов, логичность так же отсутствовала. Слова могли располагаться в любом месте страницы, слова и буквы могли разыгрывать драматические сцены на страницах произведения, в результате подобных экспериментов слово превращалось в визуальный знак.

Замечание 1

Футуристы приклонялись перед движением, скоростью, силой и агрессией, войной, разрушением; они возвеличивали себя, призирали слабость. В подобных взглядах данное течение было близко к идеологии как правых, так и левым радикалов: анархистов, фашистов, коммунистов, жаждущих революции.

Становление русского футуризма

Футуризм весьма успешно прижился в России, так как его зерна попали на благоприятную почву. Развитию футуризма в России способствовала сложившаяся социально-политическая ситуация.

Эпатажность футуристов была воспринята в России. Эпатаж широко использовался всеми модернистскими движениями, для футуристов он являлся главенствующим. Для футуристов главным оставалась привлечение внимания любыми способами. Литературный скандал был неотъемлемой частью футуризма. Равнодушие никак не укладывалось в рамки футуристов. Все эти крайности, агрессивное поведение, оскорбления вызывали в душе публики сильнейший протест, чего собственно и добивались футуристы.

«Футуризм в литературе серебряного века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Но так или иначе главным в футуризме все-таки оставалась поэзия. Они провозглашали реформу слова, поэзии и культуры в целом. В их поведении было больше эстетических эмоций нежели революционных порывов.

Несмотря на то, что изначально русский футуризм подражал итальянскому. Различия в менталитетах сыграло свою роль. Русский футуризм оброс своими собственными характеристиками. К примеру, для русских футуристов было характерным восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве.

Русский футуризм был явлением достаточно разнородным и всеобъемлющим.

В этом литературном направлении выделялись четыре основные группировки:

  • «Гилея» - кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Крученых)
  • «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов)
  • «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев)
  • «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков)

История русского футуризма по своей сути представляет собой борьбу этих четырёх группировок за главенствующую роль в движении, каждая группировка считала, что именно она является представительницей истинного футуризма. Эта борьба заключалась во взаимном критиковании друг друга, что еще больше отстраняло членов разных группировок друг от друга.

Поэзия русского футуризма взаимодействовала с авангардным направлением в живописи. Многие поэты футуристы по совместительству были художниками, например, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский. В свою очередь многие художники авангардисты декларировали свои стихи.

Основные представители футуризма в литературе серебряного века

Ярким представителем футуризма в русской литературе серебряного века принято считать Владимира Владимировича Маяковского.

Его творчество сочетало в себе экспрессию, метафоричность, митинг с лиричной камерностью, богоборчество и скрытое религиозное чувство.

В поэзии Маяковского не было привычного стихотворного размера, главенствующим в его творчестве был свободный стих.

Маяковский отличался огромной трудоспособностью, он написал 12 томов стихов и прозы. Много путешествовал и проводил по нескольку выступлений в день.

Изначально Маяковский поддерживал революцию и социалистический строй, позже он начал в ней разочаровываться. Маяковский принадлежал к группировке кубофутуристов. Отличительной чертой этой группировки от других была ее связь с живописью кубофутуризма.

Другим известным поэтом футуристом был Игорь Северянин. Его считают основателем эгофутуризма. Эгофутуризм культивировал рафинированное ощущения, использование новых иностранных слов, демонстрационное себялюбие. Им была написана брошюра под названием «Пролог эгофутуризма. Поэза-грандиоз. Апофеозная тетрадь 3-го тома. Брошюра 32-я». Именно с момента ее публикации берет начало направление эгофутуристов. Отличительными чертами стихов Северянина считают особенную музыкальность, необычную метрику, обилие неологизмов. Однако примерно через год Северянин покинул это общество.

Вадим Габриэлевич Шершеневич был основателем группировки под названием «Мезонин поэзии». Организация была основана в 1913 году, однако уже в конце этого года она распалась. В. Шершеневич претендовал на звание главного теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад. Позже в 1919 году Шершеневич стал основателем другого литературного направления - имажинизма.

Ярким представителем русского футуризма серебряного века считается Борис Леонидович Пастернак. Он был членом группировки под названием «Центрифуга». Особенностью творчества членов этой группировки являлось то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

В своём раннем творчестве Пастернак стремился к «материальной выразительности» в рамках «объективного тематизма», это осуществлялось в структуре образа. Поэтический образ у Пастернака имел сходство с действительностью. Он строится на ассоциативном сближении предметов, явлений, состояний.

Дата последнего обновления статьи: 14.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot