Футуризм – это направление в литературе и искусстве 20 века, которое отвергало реализм и стремилось создать новый стиль, призванный разрушить все приемы и традиции старого искусства.
Основные направления «серебряного века»
Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм.
Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.
В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.
Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».
Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.
В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.
Детство и юность В. Маяковского
Родился В. Маяковский 1 июля 1893 года в семье лесничего в глухой провинции Российской империи. В тринадцатилетнем возрасте Маяковский остался без отца – Владимир Константинович умер от заражения крови. У будущего поэта на всю жизнь осталась психологическая травма. Маяковский боялся инфекции, он постоянно возил с собой индивидуальный пластмассовый стакан, тщательно протирал дверные ручки и предметы, к которым приходилось прикасаться, избегал рукопожатий.
В гимназию будущий поэт поступал в Кутаиси.
Позже он вспоминал: «Священник спросил — что такое „око “. Я ответил: „Три фунта “(так по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что „око “— это „глаз “по древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился». Поэтому, по воспоминаниям Маяковского, он сразу возненавидел все древнее, славянское и церковное.
И возможно отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм. В автобиографии поэта часто повторяется слово «ненависть». Контрастность и предельность чувств Маяковский демонстрирует и в прозе.
В Кутаиси началась и революционная деятельность будущего поэта. Маяковский посещает марксистский кружок, читает запрещенную литературу, считает себя социал-демократом и принимает участие в митингах 1905 года.
После смерти отца семья переехала в Москву. Жизнь в этот период была крайне сложной, семья бедствовала. Однако революционная деятельность для Маяковского оказалась гораздо привлекательнее учебы.
В 1908 году поэт вступает в большевистскую партию, партийную работу ведет под псевдонимом «товарищ Константин». В этом же году Маяковского впервые арестовывают, а затем еще раз. Если первые два ареста были не продолжительными, то третий арест продлился шесть месяцев. Во время пребывания в тюрьме Маяковский по-настоящему познакомился с современной литературой, с творчеством символистом – Бальмонта, Белого.
Рождение футуризма. Желтая кофта
После тюрьмы поэт немного отходит от революционной работы. Своему товарищу Маяковский признается в том, что хочет делать «социалистическое искусство». Однако этим мечтам осуществиться удалось лишь десятилетие спустя.
Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он знакомится с Давидом Бурлюком.
Позже поэт вспоминает: "У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм".
С этого момента эстетика для Маяковского выходит на первый план и надолго отодвигает политику. Футуризм приходит на смену социализму Маяковского.
Как известно, новее направление с самого начала оказалось очень смелым и громким. Маяковский, поддерживаемый деньгами и похвалами Бурлюка, пишет несколько десятков произведений. У поэта появляются новые знакомства и друзья. после выхода в 1912 году «Пощечины общественному вкусу» он начинает гастрольно-поэтическую деятельность. Тогда и появился знак нового искусства, который так раздражал противников – желтая кофта.
В 1913 году кубофутуристы-гилейцы (Д. Бурлюк, Маяковский, В. Каменский) проводят большое турне по всей стране. Они излагают футуристическую теорию и читают стихи. Турне имело огромный успех, однако преимущественно скандальный.
Стихи воспринимались как абсурд, провокация, нарушение разнообразных запретов. Ю. Тынянов пишет, что Маяковский для комнатного жителя оказался уличным происшествием.
В конце 1913 года, который Маяковский называл «веселым», в Петербурге состоялась премьера поставленной В. Э. Мейерхольдом «трагедии» «Владимир Маяковский. Действующими лицами были:
- Владимир Маяковский
- «Человек без головы»
- «Старик с черными сухими кошками»
- «Человек с двумя поцелуями».
В этой необычной лирической трагедии звучат мотивы вселенской боли, одиночества, самоубийства. Главную роль в постановке исполнил сам поэт. Однако постановка потерпела полный провал.
Уже со своих первых шагов В. Маяковский всей совокупностью своих произведений выстраивает образ лирического героя, который имеет то же имя – Владимир Маяковский. Он в свою лирику с небывалой подробностью вводит реальные фамилии своих родных, реальнее адреса, фамилии своих друзей и литературных противников. Художественный мир Маяковский обустраивает как собственный дом, особое место в котором занимает образ женщины.