Эпистолярная литература – это переписка, которая была изначально задумана или позднее осмыслена как художественная или публицистическая проза, предназначенная для широкого круга читателей.
Жанровые особенности произведений Д. Хармса
Проза в литературном наследии Д. Хармса занимает особое место. Так же, как поэзия и драматургия писателя, его проза отличается фрагментарностью и лаконичностью формы, сквозными мотивами и образами. Это свидетельствует об органичности творческого развития писателя и способствует выявлению направленности этого развития, а также специфических свойств художественной системы.
По словам Д. Хармса, суть работы литератора заключается в «регистрации мира». В своем трактате «Сабля» Хармс пишет о том, что работа начинается с поиска «своего качества». Это качество он сравнивает с оружием, называет саблей. Лишь затем, «получив саблю, можно приступать к делу и регистрировать мир». Художественная задача, которая в трактате сформулирована как «регистрация мира», обусловливает жанрово-видовое многообразие в творчестве Хармса, и его приверженность малой форме. Поэт синтезирует разнородные начала и отталкивается от жанрового канона, модифицирует его, тем самым создает собственную систему малых жанров.
Драматургические произведения Хармс называет:
- комедиями («Елизавета Бам», «Комедия города Петербурга»);
- водевилями («Бытовая сценка», «Обезоруженный, или Неудавшаяся любовь»);
- мистериями («Бог подарил покой»);
- дидаскалиями («Грехопадение, или Познание добра и зла»).
У Хармса есть балеты («Дедка за репку», «Балет трех неразлучников») и оперы («Бесстыдники»). В жанровом отношении разнообразны поэтические и прозаические произведения Хармса. Часто автор выносит жанровое обозначение в название произведения: «История», «Американский рассказ», «Басня», «Сказка», «Экспромт», «Пассакалия №1», «Приключения Катерпиллера», «Воспоминания одного мудрого старика», «Симфония №2», «Начало очень хорошего дня. Симфония» и т.д.
Адресатами большинства текстов Д. Хармса являются взрослые или дети. Соответственно, тексты тоже подразделяются на «взрослые» и «детские», и это тоже закреплено в выборе определенных жанровых форм. Например, среди детских произведений писателя можно выделить очерк, рассказ, подписи к рисункам, рассказ-сказку, рассказ-загадку.
Большая часть прозаических текстов писателя не имеет названий. Часто отсутствие названия является показателем фрагментарности, жанровой неопределенности, незавершенности формы. Так, Ж.-Ф. Жаккар незавершенные тексты Д. Хармса выделяет в отдельную группу и называет их фрагментами. При анализе текста он исходит из положения о «неоконченности» как особом приеме. Как прием, неоконченность распространяется на всю композицию и становится принципом построения. С учетом такой особенности прозы Хармса, произведения можно разделить на завершенные тексты (миниатюры, рассказы) и фрагменты.
Хармс создает особый тип рассказа – рассказ-случай.
Среди рассказов Хармса выделяются:
- Истории;
- Случаи;
- Происшествия.
Как правило, случай носит неожиданный характер, может быть парадоксальным, нелепым. Эта форма у писателя возникла из его творческой установки, которая была сформулирована в дневнике: «Меня интересует только «чушь»». Многие рассказы Д. Хармса начинаются словом «Однажды».
Основу «происшествий» и «историй» составляет какое-то событие. Например, в рассказе «Происшествие на улице» Хармс описывает случай с человеком, попавшим под автомобиль. Из-за происшествия остановилось уличное движение. Но после того, как уличное движение восстановилось, толпа ушла, еще один человек попал под трамвай. И все повторяется снова. Хармс довольно часто использует мотив повторения с целью доведения «до абсурда». Писатель стремится показать этим абсурдность жизни человека.
У Хармса есть рассказы, где событийность как принцип построения сюжета отсутствует. Такие рассказы условно можно назвать «рассказами-зарисовками». Например, одно из таких произведений (без названия) начинается так: «В два часа дня на Невском проспекте или, вернее, на проспекте 25-го Октября ничего особенного не случилось». Такие рассказы приближаются к зарисовкам с натуры. Речь в этих произведениях может идти о реальной ситуации, странностях героев, об отдельном эпизоде.
Незавершенные тексты – фрагменты – составляют значительный пласт в литературном наследии Хармса. По форме это различные заготовки, наброски, записки («Иван Петрович Лундапундов…», «В редакцию вошли два человека…» и т.д.).
В прозе писателя выделяются также такие жанры, как литературная байка, анекдот, тексты – парафразы.
Роман в письмах Д. Хармса и К. Пугачевой
На одном из «литературных четвергов» в ТЮЗе поэт-обэриут Д. Хармс познакомился со звездой театрального Петербурга К. Пугачевой. Тогда Хармс появился в черной шубе, и Пугачева сделала ему «комплимент»: «Шуба, как у попа». Хармс оценил шутку.
В 1932 году Пугачевой пришлось уехать – актриса приняла предложение режиссера Н. Охлопкова сыграть роль Жанны д’Арк в московском Реалистическом театре.
Отъезд актрисы положил начало переписке, продолжавшейся в течение 1933 года.
Хармс, автор блестящих острот и веселых каламбуров, сделал иронию неотъемлемой частью и любовной переписки. Например, признание Клавдии Васильевне в «нежном» отношении он мог завершить замечанием о том, что лук-порей подорожал.
Письма Д. Хармса к К. Пугачевой стали настоящим литературным произведением. Но этот роман в письмах не продлился даже года. Писатель в 1934 году женился на М. Малич, с которой прожил до 1941 года, до своего ареста.
Хармс работал и в других сферах. Особое значение у Хармса имеет цифровая символика. Главными числами для писателя являются 2 и 4: 4 – строение мира, главное число Вселенной, 2 – просто неблагополучное число.
Д. Хармс написал несколько статей математического характера:
- «Нуль и ноль»;
- «О времени. О пространстве. О существовании»;
- «О круге»;
- «О кресте».